В 2009 году между кооперативом (продавец) и ЗАО «З» (покупатель) был заключен договор на отгрузку пшеницы. Позже по результатам выездной налоговой проверки ЗАО «З» было установлено отсутствие реальности этой сделки.

В 2012 году кооператив подал уточненную декларацию по НДС. В состав налоговых вычетов включен корректировочный счет-фактура к счету-фактуре от 2009 года, выставленный кооперативом в адрес ЗАО «З».

По результатам камеральной проверки данной уточненки вынесено решение об отказе в возмещении НДС. Кооператив оспорил его в суде. По его утверждению, основанием для изменения количества товара и выставления корректировочных счетов-фактур явилось соглашение сторон по договору (кооператива и ЗАО «З»), а не решение налогового органа по результатам проверки ЗАО «З». Было изменено количество товара, поэтому выставление корректировочных счетов-фактур, по мнению кооператива, правомерно.

Суды трех инстанций (дело № А28-315/2013), отказывая кооперативу в удовлетворении иска, разъясняют следующее.

В соответствии с пунктом 13 статьи 171 НК при уменьшении стоимости отгруженных товаров у продавца этих товаров положительная разница между суммами НДС, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до ее уменьшения и после уменьшения, подлежит вычету. Согласно пункту 10 статьи 172 НК указанный вычет производится на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцом товаров их покупателю, при наличии договора, соглашения, письма, подтверждающего согласие на изменение стоимости отгруженных товаров.

Однако указанные положения применяются при осуществлении реальной предпринимательской деятельности. Решением выездной налоговой проверки ЗАО «З» установлено, что в 2009 году фактической реализации пшеницы в адрес друг друга у сторон не было, и уже при составлении первоначальных счетов-фактур вносились недостоверные сведения. Поэтому основания для их корректировки у кооператива отсутствуют.