ИП приобрел у муниципалитета магазин, выиграв аукцион. Причем изначально здание оценивалось (согласно отчету об оценке) в 888 300 рублей. Цена контракта по итогам аукциона составила 932 715 рублей (то есть примерно на 44 тысячи выше цены, названной оценщиком).

Завершив сделку, ИП вынужден был уплатить сумму НДС как налоговый агент. Затем он обратился в суд на предмет взыскания с муниципалитета неосновательного обогащения в размере, эквивалентном сумме "в том числе НДС" в окончательной стоимости по контракту (дело № А79-168/2013), с процентами. Сумма иска составила 142 278 рублей (= 932 715 / 118 * 18).

При этом муниципалитет считал, что отчет об оценке содержал стоимость здания, не включающую в себя НДС.

Суды трех инстанций не разделили это мнение и удовлетворили требования ИП. Единственное разночтение - сумма процентов за пользование чужими денежными средствами в первой инстанции получилась ниже, чем ожидал ИП, однако апелляция и кассация исправили это.

По поводу взыскания суммы налога суды руководствовались правовой позицией президиума ВАС по делу, о котором мы рассказывали ранее. "Если определение рыночной стоимости производится для совершения сделки по отчуждению имущества, и операции по реализации этого имущества облагаются налогом на добавленную стоимость, предполагается, что цена, определенная на основе рассчитанной независимым оценщиком рыночной стоимости, включает в себя налог на добавленную стоимость", - указывали высшие арбитры.