Комитет Совета Федерации по бюджету и финрынкам провел предварительный анализ предложений по деофшоризации экономики РФ, которые будут рассмотрены на парламентских слушаниях 21 ноября.

"Экспертное сообщество, правоохранительные органы, Счетная палата предложили несколько тем для обсуждения. Первая связана с возможностью введения прямого налога на проведение различных операций с офшорными компаниями", - отметил председатель комитета СФ Сергей Рябухин.

Подобная система принята в США и ряде других стран, в России же ее необходимость назрела еще несколько лет назад, но никаких конкретных шагов предпринято не было. "Мы намерены исправить эту ситуацию", - сказал сенатор.

НАЛОГОВЫЙ РАЙ ЗА 15 ТЫСЯЧ

Россия пришла к тому, что стоимость регистрации офшора начинается от 15 тысяч рублей, при этом счет такой компании может быть открыт практически в любой стране мира, сказал Рябухин. "Получается, что подобные услуги доступны даже небольшим компаниям. Даже этот простой факт говорит о массовом использовании офшорных схем из-за неэффективности нормативно-правового регулирования, в том числе и международного", - отметил он.

Поэтому вторая из предложенных инициатив связана с ревизией всех соглашений об избежании двойного налогообложения, продолжает Рябухин. "У нас договоры с различными государствами сильно отличаются друг от друга даже в принципиальных моментах. По мнению Счетной палаты, <...> часть этих соглашений является питательной средой для применения схем ухода от налогов", - сказал сенатор.

Ревизия позволит понять, какая корректировка необходима самим договорам и внутреннему законодательству, отметил Рябухин. По его словам, сенаторы планируют в ближайшее время сформулировать соответствующее поручение Счетной Палате.

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

Третье направление – это работа по заключению договоров об обмене налоговой информацией с офшорными юрисдикциями. Кроме того, необходимо ратифицировать уже подписанные соглашения с государствами, которые не входят в офшорные зоны, считает Рябухин.

"Это важно не только в тех случаях, когда есть непосредственная сделка между российской и офшорной компанией, но и в тех случаях, когда выстраивается "цепочка" сделок с компаниями из различных юрисдикций для ухода от налогов", – поясняет сенатор.

ПОПРАВКИ В УК ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ НАЛОГОВ

По мнению Рябухина, тщательного изучения заслуживают также предложения расширить перечень оснований для уголовного наказания за налоговые преступления.

"Сейчас в 199-й статье Уголовного кодекса есть только два основания - непредставление налоговой декларации или других обязательных документов налогового характера и предоставление заведомо ложных сведений о налогах", - напомнил сенатор.

До 2003 года эта статья предусматривала наказания и за "иные способы" уклонения от налогов. "Формулировка была неконкретна, что породило злоупотребления, поэтому упоминание об "иных способах" было совершенно справедливо изъято из Уголовного кодекса. Но получилось так, что юридически наказуемых способов осталось всего два, хотя очевидно, что их значительно больше", - рассуждает Рябухин.

"Нам необходимо обсудить на парламентских слушаниях дополнения в Уголовный кодекс, чтобы, с одной стороны, эффективно пресекать попытки совершения налоговых преступлений, а с другой – обеспечить единое понимание закона следственными и судебными органами, то есть защитить наших предпринимателей от необоснованных претензий", - сказал Рябухин.