С каждой выпитой работником кружки кофе компания должна заплатить налог на добавленную стоимость, решило Министерство финансов. Сейчас эти расходы компании относят на представительские — и недоумевают, как им учесть налог с каждой чаинки. Минфину легко так говорить: его сотрудники обеспечивают себя чаем и кофе самостоятельно.
По Налоговому кодексу реализация товаров, даже если они передаются на безвозмездной основе, подлежит обложению НДС, говорится в письме Минфина от 5 июля за подписью замдиректора департамента налоговой политики Сергея Разгулина. Письмо было ответом на вопрос, должна ли организация, бесплатно предоставляющая своим сотрудникам чай, кофе и другие продукты питания, платить с этой операции НДС.
Да, должна, ответил Минфин, а налоговую базу надо рассчитывать, исходя из рыночных цен. Нет разницы, работает человек в компании или нет, все равно это реализация товаров, объясняет чиновник Минфина: “Вы приходите в магазин и покупаете кока-колу — платите НДС; если вы берете ее там бесплатно, по Налоговому кодексу вы тоже должны заплатить НДС: и то и другое — реализация”. К тому же сотрудники могут уносить кофе домой, подозревает чиновник.
Сейчас компании списывают эти расходы на представительские или на расходы по “обеспечению нормальных условий труда”, отмечает партнер юрфирмы Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Так они уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и не платят с них НДС. Теперь, если они будут действовать четко в соответствии с письмом Минфина, им придется рассчитывать, сколько стоит каждая ложка кофе, которую сотрудник положил в чашку, и платить с ее стоимости 18%, рассуждает Костальгин. “Но вряд ли налоговики будут столь педантичны: скорее всего, они будут считать банками”, — надеется он. По аналогии так можно начать брать НДС с любых расходов на сотрудников — канцелярских принадлежностей, туалетной бумаги, шутит юрист.
По правилам все эти расходы должны учитываться еще и в расчете подоходного налога, напоминает чиновник Минфина.
Налоговики пытались так делать, но Высший арбитражный суд решил, что если нельзя посчитать, сколько конкретный работник съел, например, на оплачиваемом компанией банкете, то включать эти расходы в базу по расчету налога нельзя, констатирует Костальгин.
Налогоплательщики удивлены письмом Минфина. В издательском доме Independent Media сотрудники бесплатно обеспечиваются чаем, кофе и сахаром и несколько раз в год эти расходы записываются в представительские, рассказывает бухгалтер издательского дома. Хотя по отчетности получается, что за одну встречу выпивается несколько банок кофе, у налоговых инспекторов это никогда не вызывало вопросов.
Однажды налоговики хотели заставить компанию платить НДС с воды из кулеров, но Independent Media доказала в суде, что наличие чистой воды в офисе — производственная необходимость, потому что из-под крана сотрудники пить не могут, и НДС с воды не платится.
В случае с кофе этот аргумент вряд ли подойдет, тогда придется платить НДС и одновременно перестать вычитать эти расходы из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, вздыхает бухгалтер.
Компания может не платить НДС, ведь он уже был учтен при оптовой закупке напитков и продуктов, уверена главный бухгалтер завода “ВМС” Галина Земскова. Тогда его платил продавец, парирует чиновник Минфина. Все равно странно называть офисный кофе реализацией, уверен главный бухгалтер банка “Авангард” Владимир Андреев. Но если платить все-таки придется, он протестовать не станет — это небольшие расходы.
Кофе и чай — не самые экзотические продукты, с которых государство хотело бы получать налоги. Компания “Светогорск” смогла доказать, что боксерский мешок, бойцовский манекен, гири и гантели используются для тренировок охраны, а фотоаппараты, видеомагнитофоны, видеокамеры и музыкальный центр — для фиксирования несчастных случаев, инструктажа и обучения персонала, и не стала доплачивать налог на прибыль. К тонировке окон налоговики придрались в офисе Мурманского морского пароходства, “Содеско ЕвроАзия” они пытались доначислить налоги, утверждая, что нельзя вычитать из прибыли расходы на выдаваемые официанткам колготки. “Вологдаэнерго” не смогло доказать налоговикам, что расходы на оплату услуг по уходу за комнатными растениями надо вычитать из прибыли. Также они берут налог на добычу полезных ископаемых с бутылок, а не только с минеральной воды в них.
На сотрудниках Минфина письмо ведомства никак не отразится — по словам чиновника министерства, чай и кофе они приносят с собой из дома.
Ведомости