Министр финансов Алексей Кудрин в своих лекциях регулярно заявляет, что страну ожидают скверные времена: к 2010 году баррель нефти подешевеет до 50 долларов, и поэтому Центробанку придется девальвировать рубль. Иначе говоря, изменится курс обмена валют, и за доллар (евро) придется отдавать больше рублей.

Однако такие прогнозы представляются весьма странными. Во-первых, спрашивается, где и у кого уважаемый министр мог узнать, сколько будет стоить нефть через три года. Ведь рыночное ценообразование - процесс труднопрогнозируемый, так как на него влияет множество совершенно непредсказуемых факторов - спекулятивные, политические и даже просто слухи и домыслы. А непредсказуемость вороха влияющих факторов делает прогнозирование рыночных цен, да еще на многолетнюю перспективу, занятием хотя и необходимым, но малоперспективным, слегка отдающим мистикой. Во-вторых, не выдерживает критики и вторая часть утверждений - о неизбежности девальвации рубля при падении цен на нефть.

Давайте рассуждать: если цены на рынках падают, покупательная способность денег растет. Следовательно, за доллар, а значит, и рубль можно будет купить больше той же нефти. Поэтому когда продукция на рынках дешевеет, рубль должен укрепляться, а не девальвироваться как при ценовой инфляции.

Но подобное характерно для нормальной рыночной экономики, развивающейся по объективным рыночным законам.

В России же построена экономика, основанная на псевдорыночных и мистических догмах. Доходы федерального бюджета на 35-40 процентов образуются за счет налогов от экспорта, в котором преобладают нефть, нефтепродукты, газ и металлы, причем их доля в экспорте превышает 75 процентов. Доля же всего экспорта в ВВП, рассчитанного по доходам за вычетом импорта, не превышает 13-14 процентов, а в обороте по всем видам экономической деятельности составляет около 20 процентов. Так что ресурсы для экспорта и зависящего от него бюджета невелики.

В 2005 году выручка от продажи за рубежом российской нефти и нефтепродуктов превысила 114,4 миллиарда долларов, что составило 47 процентов всей экспортной выручки в стране. В 2006 году в основном благодаря увеличению цен экспорт нефти и нефтепродуктов возрос до 140 миллиардов долларов и составил 68 процентов от всей экспортной выручки. Причем за рубеж вывезено 52 процента всей добытой в России нефти и большая часть произведенного мазута и дизтоплива. Их доля в доходах федерального бюджета, поступивших в виде соответствующих налогов, составила около 20 процентов. Поэтому его наполняемость во многом зависит от случайного фактора - мировых цен на нефть.

Но от размеров экспортной выручки в валютном исчислении, около половины которой составляет нефтяная, зависят не только доходы бюджета, но и объемы закупок импортной продукции, а также выплаты внешних долгов.

Импорт в общем обороте оптовой торговли страны составляет примерно треть, а многих видов продовольствия и потребительских товаров близок к 40-50 процентам. Так как закупки импортной продукции с каждым годом увеличиваются, а темпы физического прироста экспорта снижаются, в ближайшие годы сальдо внешнеторгового баланса может приблизиться к нулевому значению, а замещать большую часть импорта нечем.

Об этом свидетельствует и недавно обнародованный тревожный прогноз минэкономразвития. Если в 2006 году экспорт составил 304,5 миллиарда, а импорт - 163,9 миллиарда долларов, то в 2010 году, по прогнозу, экспорт уменьшится до 298 миллиардов, а импорт возрастет в 1,8 раза - до 294,8 миллиарда долларов, в результате чего сальдо внешнеторгового баланса катастрофически сократится до 3,2 миллиарда долларов, то есть в 47 (!) раз.

Между тем валюта требуется не только для закупок зарубежной потребительской и промышленной продукции, но и для погашения российскими резидентами своих внешних долгов. За прошлый год они возросли до 309,7 миллиарда долларов, увеличившись на 85,7 миллиарда. Из этой суммы только 45,1 миллиарда пришлись на долговые обязательства федеральных органов власти (за год их погасили на 26 миллиардов), остальную часть составили заимствования организаций и предприятий банковского (101,2 миллиарда) и других - нефинансовых (159,5 миллиарда) секторов экономики, причем негосударственные долги непрерывно увеличиваются.

Поэтому в случае прогнозируемого сокращения сальдо внешнеторгового баланса из-за громадного внешнего долга возникнет значительный дефицит платежного баланса в валюте, после чего не исключена девальвация рубля и явная угроза банкротства упомянутых выше заемщиков. Произойти это может вовсе не потому, что нефть подешевеет, а вследствие увеличения поставок импортной продукции из-за отсутствия соответствующей отечественной, производство которой в результате "реформ" прекращено.

Совершенно очевидно, что девальвация рубля, даже постепенная и просчитанная, не позволит увеличить ни экспортную выручку в валюте, ни положительное сальдо внешнеторгового баланса. Ведь оттого, что возрастет курс обмена доллара и за него придется отдавать больше рублей, долларовая сумма, выручаемая от экспорта, не увеличится. Но зато благодаря девальвации рубля снижение выручки в валютном исчислении будет скомпенсировано ее увеличением в рублевом эквиваленте. Это позволит на время сохранить номинальные доходы бюджета от экспорта за счет обесцененных рублей.

Одновременно при этом подскочат рублевые цены на импортную продукцию, то есть девальвация спровоцирует новый виток инфляции. Велика опасность банкротства многих банков и корпораций, вынужденных брать зарубежные кредиты из-за искусственно созданной дороговизны отечественных рублевых.

Замечу, немалая часть профицита федерального бюджета образуется именно за счет инфляции, так как при разработке бюджета в него ежегодно закладывают, причем еще и заведомо заниженный, индекс потребительских цен. Хотя инфляция в экономике характеризуется индекс-дефлятором ВВП, который у нас почти вдвое превышает индекс цен на потребительском рынке. Это одна из лукавых уловок для ограничения доходов населения - за счет снижения индексации пенсий, стипендий и зарплат бюджетников. Кроме того, экспортную цену нефти в проектах бюджетов также существенно занижают.

Почему же появился такой прогноз о цене нефти и о чем он свидетельствует?

Как известно, в этом году впервые примут федеральный бюджет, рассчитанный на три года - с 2008-го по 2010-й. Поэтому министр финансов решил, видимо, подстраховаться. И не только он. В минэкономразвития его прогноз тут же "уточнили", предупредив, что нефть подешевеет уже в ближайшие год-два, вследствие чего девальвация рубля последует раньше "намеченного" в минфине срока.

Надо сказать, что руководители экономического блока правительства ничем не рискуют. Наоборот. Если их очередной "прогноз" про 50 долларов за баррель, которые заложили в проект "трехлетки", в очередной раз не сбудется, все станут радоваться, что нефть не подешевела. И планы по доходам и профициту бюджета окажутся значительно перевыполненными. Ну а если нефтяные цены существенно понизятся, что маловероятно, учитывая растущий спрос на нефть и возможности ОПЕК регулировать объемы ее добычи? Тогда девальвация рубля позволит сохранить соотношение нынешних бюджетных показателей при увеличении номинальных значений денежных сумм, в том числе и благодаря спровоцированному такими действиями новому витку ценовой инфляции.

Российская газета