По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила организации налоги по общей системе налогообложения и привлекла к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Основанием для этого послужило неправомерное применение «вмененки» в отношении розничной торговли по образцам и каталогам. Организация с таким решением инспекции не согласилась и обратилась в суд.

Согласно статье 346.27 НК РФ в целях уплаты единого налога розничная торговля -- предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

К данному виду деятельности не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).

Арбитры выяснили, что в целях осуществления розничной торговли чистой питьевой воды использовала демонстрационный зал, специально оборудованные для работы с покупателями рабочие места менеджеров сall-центра, а также части нежилых помещений, арендованные в различных торговых центрах, предназначенных для проведения акций по стимулированию сбыта продукции, приему заказов от новых клиентов (промо-точки).

Арендуемая под офис площадь используется только для демонстрации образцов товаров. Продавцы и товары на ней отсутствовали, выставлены лишь образцы, свободный доступ покупателей в данное помещение отсутствует, комната используется как многофункциональное помещение (демонстрационный зал и комната для переговоров). Фактически реализация товаров в розницу в указанном помещении не осуществлялась.

В залах сall-центра расположены только рабочие места операторов, принимающих заявки по телефону. Товар, предназначенный для продажи, отсутствует. Доступ посторонних лиц на этаж невозможен. Вход осуществляется по именным электронным пропускам, выдаваемым сотрудникам компании.

Промо-точки фактически представляют собой часть помещения, предназначенную для демонстрации товара и приема заказов путем заполнения клиентами бланков заказов на доставку чистой питьевой воды. Промо-точки не имеют торговых залов, специального оснащения для ведения торговли и совершения сделок розничной купли-продажи, продавца, передаваемого товара и ККТ. Фактически промо-центры использовались организацией в рекламных целях для привлечения большего количества клиентов.

Отпуск товара производился через экспедитора по адресу, указанному покупателем при заказе товара.

Проанализировав пункт 1 статьи 39, главу 26.3 НК РФ, пункт 1 статьи 223, пункт 1 статьи 224 ГК РФ, судьи отметили следующее. Если оплата товара и его передача покупателям на основании договора купли-продажи производится вне помещения, которое признается объектом стационарной торговой сети, то этот вид деятельности следует квалифицировать как продажу товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети. Соответственно с доходов от такой деятельности следует уплачивать налоги в рамках общего режима налогообложения или УСН.

Таким образом, арбитры в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2013 № А45-26167/2012 пришли к выводу, что решение налоговой инспекции о доначислении органи-зации налогов по общей системе налогообложения и привлечении ее к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является правомерным.