Налоговики пытались применить к правоотношениям 2010 года внесенные в 2012 году в НК требования об обязательном уведомлении о переходе на УСН. Принимая решение в пользу налогоплательщика, суды указали на недопустимость обратной силы этой нормы.

Компания утратила право на УСН в связи с превышением лимита оборота к концу 2008 года, о чем уведомила налоговиков. В 2009 году применяла общую систему и отчитывалась по ней. Однако в середине 2009 года было принято постановление президиума ВАС, в котором указывалось на необходимость при расчете допустимого для УСН годового оборота учитывать все коэффициенты-дефляторы. При этом по сравнению с этой - вновь рассчитанной - величиной лимита доход компании позволял ей оставаться на УСН. Поэтому она представила уточненные нулевые декларации по общей системе и в сентябре 2009 года уведомила налоговиков о возврате на УСН. В ответ от инспекции компания не получила ни возражений, ни разъяснений.

Однако, проводя выездную проверку за 2010 год, налоговики обнаружили, что заявления о переходе на УСН с 2010 года компания не подавала. В результате чего ей были доначислены налоги по общей системе за 2010 год.

Суды трех инстанций (дело N А42-7126/2012) указали на неправоту налоговиков. Ведь при соблюдении установленных ограничений переход на УСН производится налогоплательщиком добровольно, а подача заявления о переходе на УСН носила уведомительный характер.

В судах налоговики пытались бороться за свое решение с применением запрещенных приемов. В частности, указывали, что в середине 2012 года в НК внесены изменения федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ. Статья 346.12 НК дополнена подпунктом 19 пункта 3, указывающим на то, что организации и ИП, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в установленные сроки, не вправе ее применять.

Однако суды указали, что данные изменения действуют с 01.01.2013 и в соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК обратной силы не имеют.

Суды учли также наличие уведомления о возобновлении применения УСН, направленное компанией в налоговый орган в 2009 году, а также отсутствие у нее в течение спорного периода препятствий для применения УСН. Более того: в свое время декларация компании по УСН за 2010 год была принята налоговиками, и по ней ими даже запрашивались пояснения. Однако месяцем позже ИФНС уведомила налогоплательщика об оставлении декларации без рассмотрения. Судом такой ход налоговиков был оценен как противоречащий их же собственным действиям.

Среди начисленных компании санкций были и штрафы за непредставление деклараций по общей системе. Суды их отменили (равно как и все остальные пункты решения налоговиков), указав, что поскольку компания не относила себя к плательщикам налогов по общей системе, непредставление этих деклараций было правомерным.