В рамках программы лояльности (маркетинговой акции) за счет накопленных бонусных баллов физлицу произведена выплата компенсаций затраченных средств на приобретение авиабилетов с использованием кредитной карты. То есть банк - организатор программы лояльности компенсировал физлицу в сумме, эквивалентной накопленным бонусным баллам, часть затраченных средств на приобретение авиабилетов при соблюдении условий, одним из которых являлась оплата покупок с использованием банковской карты. Условия выплаты компенсации неиспользованных бонусных баллов являются общими и распространяются на всех клиентов банка.

В письме от 12 июля 2013 г. N ЕД-3-3/2473@ ФНС со ссылкой на письмо Минфина от 19.04.2012 N 03-04-08/0-78 указала, что в таком случае не возникает дохода, облагаемого НДФЛ.

Ни в одном, ни в другом письме чиновники не ссылаются на постановление президиума ВАС от 9 апреля 2013 года (опубликованном, впрочем, гораздо позже - мы сообщали о нем в середине июля) по делу А56-47243/2011. За наличие определенного остатка на карточном счете банк оплачивал своим клиентам услуги VIP-залов аэропортов. Спор возник по причине того, что налоговики нашли у клиентов банка объект обложения НДФЛ. Президиум ВАС указал на отсутствие такового. Не упоминают фискалы и более раннее аналогичное решение ВАС, также принятое в пользу налогоплательщиков.

Тем не менее, мнение фискальных чиновников изменилось после первого такого решения ВАС и осталось в полном соответствии с мнением высших судей и в последнее время. Ранее (в 2011 году) ФНС, например, указывала на наличие объекта обложения НФДЛ при получении клиентами банка товаров в обмен на бонусные баллы.