Министерство экономического развития и торговли считает необходимым принятие специального законодатель­ства, которое бы регулировало правовые отношения между бизнесом и государством. По мнению чиновников, оно будет способствовать увеличению ответственности со стороны компаний, осуществляющих инвестиции в стратегические отрасли российской экономики.

Возможно, вскоре в России появится законодательство о публично-правовых договорах. Как сообщил РИА РБК на XV Международной бизнес-конференции «Россия — Европа. Бизнес, инвестиции, партнерство» советник министра экономического развития и торговли Юрий Любимов, идея создать внятное регулирование договоров публичного права родилась в процессе работы над текстом законопроекта об ино­странных инвестициях в стратегические отрасли экономики.

Напомним, в конце января на Всемирном экономическом форуме в Давосе первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что Россия будет создавать комфортные условия для «прихода частного капитала, в том числе иностранного». В связи с этим правительство должно внести законопроект о допуске иностранцев в стратегические отрасли экономики. Как пояснил г-н Любимов, проект допускает в ряде случаев согласование инвестиций под условием принятия на себя инвестором каких-либо обязательств, к примеру по сохранению объема выпуска оборонной продукции или штатной численности на предприятии. Подобные обязательства инвестор берет на себя на основании особых соглашений с государством. Однако такие соглашения не являются гражданско-правовыми, соответственно, они выпадают из сферы Гражданского кодекса. Как результат, установить ответственность инвестора за нарушение обязательств из публично-правового соглашения очень сложно. Между тем специальное законодательство, регулирующее правовые отношения между бизнесом и государством, существует в ряде стран. Например, в Германии вопросы публично-правового договора регулируются отдельной главой Административно-процессуального закона и законами отдельных земель.

По мнению экспертов, необходимость в создании нормативной базы для регулирования договоров между частным бизнесом и государством в России однозначно имеется. «Когда речь идет о долгосрочных инвестиционных проектах, в которых договаривающиеся стороны определяют круг интересующих их последствий, сложно «подогнать» требуемые государству результаты взаимодействия с инвестором под привычные конструкции обязательств», — отмечает руководитель коммерческой практики юридической фирмы «Вегас-Лекс» Александра Васюхнова. Однако, по ее мнению, при создании такого регулирования не исключены многочисленные коллизии, разрушение базовых норм гражданского оборота в РФ.

Ведущий юрист компании «Частное право» Евгений Постников считает, что логичнее было бы дополнять имеющиеся законы специальными правилами. «Действующее гражданское законодательство, например закон о госзакупках, допускает участие публичных образований (федерального центра и субъектов РФ) в договорных отношениях», — поясняет юрист. По его мнению, создание специального законодательства может спровоцировать расширение госрегулирования в тех сферах, которые в этом не нуждаются. Эту точку зрения разделяет руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев «У нас равным образом признаются государственные и частные формы собственности. Это конституционная норма. С учетом того, что есть проблемы с ее соблюдением, логичнее было бы усилить законодательство в этой сфере», — говорит он.

РБК daily