Заявление о постановке обособленного подразделения компании на учет надо подать в инспекцию в течение одного месяца после создания, сказано в Налоговом кодексе. А вот что считать моментом создания, закон не уточняет. Налоговые инспекторы выдвигают свои версии, часто ошибочные. Когда эти ошибки становятся поводом для штрафа, необходимо вывести налоговиков из заблуждения.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ № 1.

Поставить подразделение на учет надо через месяц после принятия решения о его создании

Налоговики ошибаются. Если компания приняла решение создать подразделение, это не означает, что оно сразу заработает.

Между тем из статьи 11 Налогового кодекса ясно следует: подразделение нужно ставить на учет в налоговом органе только в том случае, если там оборудованы стационарные рабочие места. Обратим внимание на слова «стационарные» и «рабочие».

Первое слово расшифровано в самом кодексе: рабочее место считается стационарным, если оно создается больше чем на месяц.

Определения рабочего места в Налоговом кодексе нет, поэтому обратимся к Трудовому: «рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя» (ст. 209).

Основываясь на этом определении, арбитражные судьи делают вывод: регистрировать надо только то подразделение, которое реально начало функционировать. То есть имеется по крайней мере один сотрудник, обязанный трудиться по местонахождению филиала. Заметим: для целей регистрации не важно, отражено ли создание филиала в учредительных документах. Не имеют значения полномочия филиала.

Таким образом, обособленное подразделение считается созданным с момента, когда одновременно выполнены два условия: оборудовано хотя бы одно стационарное место и работа началась (см. постановления федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 25.01.06 № Ф04-9980/2005 (19089-А67-35) и Дальневосточного округа от 11.08.06 № Ф03-А51/06-2/2108).

А документами, которые докажут, что есть стационарные места и работа началась, могут быть:

- акты приемки-передачи работ по оборудованию рабочих мест;

- приказ о назначении на должность директора (либо другого сотрудника) филиала или представительства, распоряжение администрации о начале деятельности.

С даты наиболее позднего из подобных документов и надо отсчитывать месяц, предусмотренный на подачу заявления о постановке филиала на учет в инспекции.

НА ЦИФРАХ. Компания приняла решение о создании филиала. 20 февраля 2007 года внесены изменения в устав. На заседании совета директоров, которое состоялось 3 апреля 2007 года, было утверждено Положение о филиале. Приказом от 24 апреля 2007 года назначен директор филиала. Именно с этого дня начинает течь месячный срок, в течение которого компания должна подать в налоговую инспекцию заявление о постановке филиала на учет. Это нужно сделать не позднее 24 мая 2007 года.


ЗАБЛУЖДЕНИЕ № 2.


Отсчитывать срок постановки на учет нужно с момента заключения договора аренды

Если обособленное подразделение располагается в арендованном помещении, то инспекторы считают: подразделение создается в тот день, когда заключен договор аренды отдельного помещения. Логика здесь у налоговиков такая: эта площадь и будет организованным стационарным местом.

Это мнение также неверно. Ведь то, что договор заключен, совсем не значит, что там созданы стационарные места и подразделение начало работать. Это подтверждают и судьи, в частности, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 г. № А33-6795/ 04-С4-Ф02-1820/05-С1.

Поэтому, чтобы обосновать штраф, налоговикам придется доказать, что подразделение действительно работает в арендованном помещении. То есть представить те самые акты и приказы, о которых мы уже сказали выше.

УНП