ФНС России довела до подчиненных нетривиальные рекомендации, как выявлять и «вразумлять» компании, которые, возможно, не в полном объеме удерживают и перечисляют в бюджет НДФЛ. Для этого предписано использовать базу для совсем другого обязательного платежа. Кроме того, мимоходом разработчики не предназначенных для посторонних глаз рекомендаций (их копия имеется в редакции) «изобрели» новый документ для взыскания налога, не имеющий ничего общего с требованием об его уплате (ст. 69 НК РФ).

Выявлять потенциальных неплательщиков НДФЛ предписано следующим образом. В первую очередь инспекторы должны определить сумму налога, которую должна перечислить компания. Делается это просто - путем умножения на 13 процентов базы для начисления... страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанной в сданном компанией расчете за соответствующий период. В течение месяца после окончания срока представления расчета отдел камеральных проверок инспекции должен сравнить ожидаемую сумму НДФЛ с реальными поступлениями. «Расхождение между расчетной и фактически поступившей в бюджет суммой налога на доходы физических лиц свидетельствует о возможном неперечислении в бюджет налога», - говорится в рекомендациях.

Выявив таким нехитрым способом потенциальных «уклонистов», инспекция должна направить им уведомления с требованием объяснить расхождение. Напомним, что инспекторы вправе получать у компаний пояснения по поводу уплаты ими налогов на основании статьи 31 НК РФ. Если представленные компанией пояснения не развеют сомнений инспекторов, им предписано составить еще один документ - протокол рассмотрения пояснений. В протоколе - внимание! - «делается предложение налоговому агенту в месячный срок ликвидировать задолженность».

Если компания не пойдет навстречу и не доплатит в бюджет предложенную сумму, в течение 10 дней после окончания месячного срока инспекторы должны сообщить об этом в милицию и районную администрацию «для принятия мер» (каких - не сказано). Кроме того, руководство организации пригласят в инспекцию на заседание комиссии по легализации зарплат. Наконец, если расхождение расчетной и фактической сумм налога обнаружится в следующем месяце, компания будет включена в план выездных проверок.

На этом рекомендации заканчиваются. И начинаются вопросы. Причем даже у самих инспекторов. «Рассчитывать так налог неправильно, - уверены в отделе камеральных проверок в одной из столичных инспекций. - База для начисления и удержания НДФЛ может быть меньше, чем база по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Например, если использовались различного рода вычеты по НДФЛ в соответствии со статьями 218-221 НК РФ». «Каждый из этих обязательных платежей имеет свою базу для исчисления. Рассчитанная предложенным способом сумма НДФЛ может отклоняться от фактически исчисленной как в большую, так и в меньшую сторону», - справедливо добавляет эксперт-аналитик ЗАО «Консалтинговая группа "ЗЕРКАЛО"» Алексей Гришин.

Недоумение вызывает и предъявляемый компании протокол с «предложением» ликвидировать «задолженность». Надо отдать должное изобретательности разработчиков документа. Вероятно, они решили, что предъявлять нормальное требование об уплате налога в такой ситуации (когда речь идет о расчетной, а не о реальной - установленной и доказанной - недоимке) - это уже слишком. Отсюда письменное «предложение» доплатить НДФЛ - новое слово в налоговом администрировании.

Очевидно, что, попади рекомендации в Минюст, от них бы камня на камне не осталось. Но формально ФНС не обязана согласовывать с этим ведомством внутренние документы. Поэтому не вызывает сомнений, что инспекторы будут применять спущенные сверху рекомендации в работе.

УНП