Российское налоговое законодательство претерпит ряд изменений, направленных на противодействие трансфертному ценообразованию. Как передает корреспондент "Росбалта", об этом говорится в проекте основных направлений налоговой политики на 2008-2010 гг.

В материалах выделяется ряд направлений, по которым будут осуществлены эти изменения. В частности, предлагается установить закрытый перечень контролируемых сделок, который бы прописывался отдельно в налоговом законодательстве. Цена этих сделок в целях налогообложения может быть скорректирована налоговыми органами. Речь идет, в первую очередь, о сделках между взаимозависимыми лицами. Термин «взаимозависимость лиц» предлагается также прописать законодательно. Это объясняется тем, что, как правило, большое количество крупных холдингов, включающих в себя множество компаний, построены с использованием сложных схем и отношений собственности. В связи с этим, поясняется в материалах, помимо закрытого перечня случаев взаимной зависимости, предлагается ввести в законодательство порядок определения долей и косвенного участия одной организации в этих целях.

Кроме того, предлагается ввести специальное декларирование контролируемых сделок и требований к перечню документов налогоплательщика, обосновывающих применяемые им трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами. Планируется предусмотреть в Налоговом кодексе обязанность организаций, совершающих контролируемые сделки, по уведомлению налоговых органов о фактах совершения таких сделок и их основных параметров.

Кроме того, в налоговом кодексе будут внесены изменения, которые позволят создать инструмент предварительных соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками, заключающими контролируемые сделки, и налоговыми органами.

Кроме того, предлагается ввести ряд новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен, а также к принципам их применения. В среднесрочной перспективе предлагается значительно расширить положения налогового кодекса в части противодействия трансфертному ценообразованию (возможно, путем введения новой главы). Данные изменения планируется осуществить в период с 2008 по 2010 годы.

Кроме того, отмечается в документе, в целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы и создания благоприятного инвестиционного климата, предлагается применять нулевую ставку налога на прибыль организаций при получении дивидендов российскими лицами. Также предложено в этих целях ввести институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций по аналогу с подобными механизмами в развитых странах.

Как отмечается в документах, с введением понятия консолидированного налогоплательщика устраняются проблемы, связанные с трансфертным ценообразованием, применительно к ситуации внутри страны. «Иными словами, ситуация, когда аффелированные (дочерние) компании манипулируют ценами сделок, совершаемых между ними, с целью переноса дохода или расходов на компанию, которая декларирует наилучший результат с точки зрения налогов среди всех компаний группы, будет пресечена», — отмечается в документе.