Минфин подготовил систематизированный перечень показателей, по которым будет оцениваться работа налоговых инспекций. Документ предусматривает введение восьми критериев оценки работы налоговой службы: пять показателей отразят эффективность исполнения фискальной функции, а три — качество работы с налогоплательщиками.

Сейчас работу фискалов оценивают по двум основным критериям: это собираемость налогов и количество результативных налоговых проверок. Федеральная налоговая служба (ФНС) предлагала расширить перечень показателей эффективности своей работы до 35. Минфин решил иначе: работа налоговиков будет оцениваться по восьми критериям. Конкретные показатели по специальному алгоритму будут высчитываться в процентах. А по достижении определенных показателей налоговикам будут выделяться дополнительные средства.

Первым критерием останется объем собранных налогов. «Налоговые поступления будут не следствием улучшения экономической ситуации и роста прибыли компаний, а следствием рьяной работы фискалов», — опасается замглавы комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков.

Вторым критерием станет размер доначислений по НДС в результате взаимодействия с таможенными органами. Для этого сумму налога, в возврате которой отказано при содействии таможни, поделят на общую сумму отказов в возмещении НДС по экспортным сделкам. «Наличие этого критерия узаконит практику отказов в возврате НДС», — говорит г-н Беляков.

Будет оцениваться также рост сумм доначислений по каждой выездной проверке по сравнению с показателями прошедшего года и снижение задолженности налогоплательщиков. Особое внимание налоговики будут обращать на рост сумм выигранных в суде исков. В отличие от судебных органов, которые подсчитывают количество выигранных и проигранных мытарями споров, сами налоговики учитывают именно выигранные суммы — это увеличивает поступления в казну.
Оставшиеся три критерия дадут возможность чиновникам контролировать качество обслуживания налогоплательщиков. Увеличение доли клиентов, удовлетворительно оценивающих работу инспекций, будет выявлено при помощи социологического исследования. Судя по документу, интересоваться у налогоплательщиков будут качеством предоставления информационных услуг и соответствием их потребностям бухгалтеров.

Также при оценке качества работы инспекций будет учитываться рост количества налогоплательщиков, контролирующих через Интернет персонифицированную информацию о состоянии расчетов с бюджетом. И увеличение числа фирм, получающих сведения из единого госреестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

Эксперты неоднозначно оценивают критерии. «ФНС попыталась разработать методику, учитывающую степень развития сервисов для налогоплательщиков», — говорит директор департамента управленческого и финансового консалтинга «МЦФЭР-консалтинг» Алексей Лобанов. «Но фискальные функции оказались превыше остальных», — возмущается Сергей Беляков.

Кроме того, менеджер компании AGA Management Николай Фрейтак отмечает, что не прописана важность каждого критерия: «Если процентная «стоимость» собираемости будет очень высокой, налоговики не будут заинтересованы в повышении других показателей».

РБК daily