На этой неделе Минтранс и Росавиация завершат проверку новогодних чартерных программ российских авиакомпаний. Ведомства планируют разработать комплекс мер, направленный на борьбу с задержками рейсов, который должен начать действовать уже к весенним каникулам. Власти, в частности, хотят запретить перевозчикам проводить регистрацию пассажиров в случае задержки рейса и обязать авиакомпании выплачивать денежные компенсации за задержку в размере €250-600 на человека в час.
Как рассказал Ъ высокопоставленный чиновник Росавиации, в ближайшие дни завершится проверка регулярности выполнения новогодних чартерных программ отечественными авиакомпаниями. Ведомство начало ее вместе с Ространснадзором по инициативе Минтранса на прошлой неделе. По словам собеседника Ъ, серьезных санкций не последует – об отзыве у авиакомпаний свидетельств эксплуатанта речь не идет. "Результаты проверки будут учтены при разработке новых правил перевозки авиапассажиров (действующие приняты еще в середине 1980-х годов.– Ъ),– пояснил чиновник.– В них планируется прописать четкий порядок обязательств перевозчиков в случае задержек рейсов по вине компаний".

По данным недавно созданной Ассоциации туроператоров России, объединившей 34 компании, с 24 декабря по 16 января 130 авиарейсов были задержаны более чем на три часа. Самые длительные задержки допустили "Трансаэро" 7 января (444 человека 15 часов не могли вылететь из Хургады в Москву из-за поломки самолета) и "ВИМ-Авиа" 13 января (около 300 человек сутки ожидали вылета в Римини, по версии авиакомпании – из-за плохих метеоусловий в аэропорту прибытия).
Представитель Росавиации назвал Ъ два главных новшества, которые планируется включить в правила: если задержка рейса очевидна, запретить проведение регистрации пассажиров и ввести обязательные денежные компенсации за задержку рейса, соответствующие евронормам,– €250-600 на пассажира в час. Сейчас размер компенсации составляет около 25 руб. "Если правительство нас поддержит, мы хотим сделать так, чтобы задержки рейсов стали экономически невыгодны самим перевозчикам",– сказали в Росавиации. Внедрить новые правила в ведомстве обещают уже к следующему пику перевозок (в школьные весенние каникулы, в конце марта) пока в форме отдельных распоряжений Минтранса или телеграмм-предписаний Росавиации. Официально в Минтрансе подтвердили, что о мерах, применяемых к авиакомпаниям, сорвавшим чартерную программу, будет объявлено на этой неделе.

Часть участников рынка инициативу властей поддержали. "Это правильная мера, потому что задержек действительно много и на чартерных, и на регулярных рейсах,– заявил глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.– Компенсации не разорят перевозчиков, они просто будут работать более качественно и ответственно". По мнению директора чартерной авиакомпании ВАСО Бисо Квирквии, такие требования, по крайней мере, заставят авиакомпании подумать о том, как достойно выйти из ситуации. "А то перевозчики ('ВИМ-Авиа' и 'Красноярские авиалинии'.– Ъ), у которых две недели назад задержались рейсы в Римини, зная, что самолеты полетят с большой задержкой, все равно открыли регистрацию, и у пассажиров не было возможности вернуться домой". "Экономические рычаги должны заставить авиаперевозчиков более продуманно составлять свое расписание",– считает гендиректор компании "Спектурум" Евгения Конколь.

Однако эксперты уверены, что справиться с многочасовыми задержками с помощью лишь карательных мер вряд ли возможно: по их словам, у большинства наших авиакомпаний настолько устаревший парк, что исключить технические сбои не представляется возможным. Гендиректор "Атлант-Союза" Владимир Давыдов полагает, что штрафы должны быть "более либеральными" и устанавливаться в зависимости от стоимости билета, "иначе авиакомпании разорятся". "Сложно определить, какие задержки происходят по вине перевозчика,– отметил он.– Очень часто это сложные метеоусловия, плохая работа аэропортовых служб и объективные форс-мажоры, например возврат самолета из-за угрозы здоровью пассажира, которому стало плохо". В "Трансаэро" и "ВИМ-Авиа" Ъ сообщили, что готовы выполнить предписания властей. "Что касается экономики, то штрафы не приведут к росту цены на билеты. Задержки – это форс-мажор, они не превалируют в оперативной деятельности компании",– заявил директор по коммуникациям "ВИМ-Авиа" Сергей Пинчук.

Коммерсантъ