Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки к закону об основах туристской деятельности в РФ, передают >«Новые Известия».

Взамен обязательного лицензирования туроператорской деятельности, которое отменено с 1 января, вводится механизм ее финансового обеспечения. На практике это означает, что турфирма должна иметь гарантии банка или страховой компании, по которым будет выплачиваться неустойка, если от клиентов поступят жалобы. Размер финансовых гарантий варьируется в зависимости от направления деятельности туроператора. Для тех, кто занимается выездным туризмом, это 10 млн. руб., для компаний, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме, – 500 тыс. У законопроекта будет переходный период по вступлению в силу – 90 дней.

На защите российских туристов стоит целый ряд законов, важнейший из которых – закон о защите прав потребителя. «НИ» рекомендуют не забывать главное правило: туристов перевозит на отдых авиакомпания, расселяет и кормит гостиница, на экскурсиях сопровождают местные гиды, но за качество услуг во время всей поездки отвечает туристическое агентство, у которого куплена путевка. Так что все претензии – к нему.

Не удовлетворенный путешествием турист может предъявить претензии (в письменном виде) турфирме в течение 20 дней после возвращения из поездки. Если фирма отказала в удовлетворении жалобы или никак не отреагировала в течение 10 дней, можно подавать иск в суд. На это потребителю дается три года. Если претензия фирме не была предъявлена сразу, судебного разбирательства не будет.

В зависимости от вида претензий турист может требовать:
– безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
– соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
– повторного выполнения работы;
– расторжения договора и возмещения убытков;
– возмещения понесенных расходов по устранению недостатка услуги своими силами;
– компенсации морального вреда.