Основные и крупнейшие налогоплательщики, которых налоговики с наступившего года собираются проверять соответственно раз в три года и раз в год, смогут избежать планового выездного контроля. В распоряжении редакции оказался проект регламента, где описаны признаки, свидетельствующие о нецелесообразности назначения проверки.

В случае с основными налогоплательщиками (к ним относятся организации, которые совместно обеспечивают 60 процентов налоговых поступлений по данной инспекции) в пользу компании могут сыграть следующие факты. Отсутствие серьезных нарушений, которые были выявлены в рамках последней выездной проверки и в ходе камеральных проверок за три предшествующих года. Плюсами станут своевременное предоставление отчетности и небольшое количество подаваемых уточненных деклараций, а именно не более трех в течение предшествующего календарного года. Минусами - информация о нарушениях в компании, полученная из внешних источников, а также связи компании с проблемными налогоплательщиками, включенными в базы налоговиков.

Кроме того, налоговики проведут анализ финансово-экономической деятельности организации за три последних года. Динамика показателей компании будет сравниваться со средними показателями аналогичных предприятий того же региона. В пользу компании будет не более чем 20-процентное отклонение от средних значений. Инспекторы исследуют выручку от реализации, себестоимость продукции и их соотношение. В поле зрения также попадет прибыль по строке 060 налоговой декларации, величина активов и объемы потребленной воды, тепловой и электрической энергии. Как сказано в документе, решение о целесообразности отмены проверки будет приниматься исходя из «совокупности вышеперечисленных оснований».

Условия для отмены плановой проверки крупнейших налогоплательщиков (состоят на учете в специализированных инспекциях) прописаны более четко. Инспекторы исследуют девять факторов за три предыдущих года. Если пять из них будут свидетельствовать о «чистоте» компании, проверка может не состояться. Вот эти факторы:

1) не допущено снижение соотношения суммы исчисленных налогов и суммы выручки; удельный вес выручки соответствует среднеотраслевым показателям;
2) не допущено снижение суммы основных налогов (НДС, ЕСН, налог на прибыль, налог на имущество);
3) изменение расходов сопоставимо с изменением выручки;
4) своевременное представление качественной отчетности;
5) своевременная и полная уплата налогов и взносов во внебюджетные фонды;
6) камеральные и выездные проверки не выявили нарушений;
7) отсутствуют данные из внешних источников, которые противоречили бы отчетности компании (например, о потреблении ресурсов);
8) не было значимых структурных изменений в компании (реорганизация, смена собственников);
9) не было хозяйственных связей с проблемными налогоплательщиками.

УПН