Все нормативные правовые акты в части, касающейся содержания налоговых обязанностей, вступают в силу в порядке, который установлен для актов налогового законодательства, даже если они не относятся к указанному законодательству.

Этому вопросу посвящено постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина".

Организация подала уточненную декларацию по земельному налогу, в которой указала сумму переплаты. По мнению компании, при определении налоговой базы не должна была использоваться кадастровая стоимость земельного участка, установленная новым нормативным правовым актом. Для этого нужно было применять ранее действовавший акт (новая кадастровая стоимость была установлена в более высоком размере). Свою позицию налогоплательщик обосновал следующим. В целях расчета земельного налога нормативные правовые акты, устанавливающие кадастровую стоимость, должны вступать в силу в том же порядке, что и акты законодательства о налогах, - не ранее чем по истечении месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ). Поскольку новый нормативный правовой акт был опубликован в декабре, он должен был, по мнению налогоплательщика, применяться только с 1 января года, следующего за тем годом, в котором истек месяц с даты опубликования данного акта.

По итогам камеральной проверки инспекция отказала в уменьшении суммы налога. Было вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности. Организация обжаловала решение в суде, ссылаясь, в частности, на приведенные выше доводы. Однако требования налогоплательщика не были удовлетворены. Суды всех трех инстанций отметили, что п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливает общий порядок для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти, согласно которым определяется кадастровая стоимость земельных участков, не регулируют налоговые правоотношения, действие данного пункта на них не распространяется.

Организация обратилась в Конституционный Суд РФ с целью оспорить конституционность положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ. Напомним, что ст. 391 НК РФ регулирует порядок определения базы по земельному налогу.

Конституционный Суд РФ признал данные нормы не противоречащими Конституции РФ, но сделал выводы в пользу налогоплательщика. Он указал следующее. Конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, согласно которым на них возлагается обязанность платить налоги и сборы. Это касается как актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и актов иной отраслевой принадлежности, если в соответствии с законодательством РФ они могут использоваться в целях налогообложения, - в той части, в которой указанные акты влияют на содержание налоговой обязанности. Следовательно, для целей, не связанных с налогообложением, такие акты действуют в общем порядке.

Поскольку правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, данное регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ гарантий прав налогоплательщиков, в том числе тех, которые предусматривают особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, устанавливающие кадастровую стоимость земельных участков, в той части, в которой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Следует отметить, что указанный конституционно-правовой смысл положений Налогового кодекса РФ является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике.