Антикризисные меры правительства неадекватны ожиданиям бизнеса: дешевые кредиты не помогут, предприниматели хотят снижения налогов и более агрессивных защитных мер. Для стимулирования роста власти нужно преодолеть сопротивление монополий и умерить собственные амбиции

искуссия о стимулировании роста идет в Кремле и правительстве с весны, тем временем, плохие экономические прогнозы на 2013 год начинают сбываться. Весной главной надеждой российской экономики считался потребительский спрос - в июне он драматически снизился, а предприниматели, воодушевленные майской статистикой, успели затоварить склады, об этом говорят данные из свежего сборника конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара (ИЭП).

Проблема не только в том, что теперь бизнес будет дуть на молоко, планируя выпуск на лето и осень. Меры по поддержке экономического роста, разработанные в правительстве, не отвечают ожиданиям предпринимателей.

Реально способствовать не отдаленному в перспективе, а прямо сейчас увеличению промышленного производства могли бы:

  • Ограничение роста тарифов естественных монополий: 65% предприятий приветствовали бы это увеличением выпуска продукции. Пока промышленность борется с монополиями в одиночку. Первым "пострадавшим" стало ОАО "РЖД": снижение объема погрузки на железной дороге, скорее всего, ведет к увеличению перевозок автомобильным транспортом, предполагает Цухло;
  • С 2011 года резко выросла актуальность снижения налоговой нагрузки (скорее всего, из-за роста тарифов страховых взносов): более двух третей предприятий готовы откликнуться на это ростом производства. Три года назад налоговые послабления могли бы помочь только 44% компаний. Столь стремительный рост недовольства бизнеса исследователь объясняет не только ростом налоговых ставок, но и тем, что "направление и эффективность госрасходов вызывали, наверное, у них удивление и раздражение";
  • Стимулирование спроса со стороны государства. На это надеются 63% предприятий. Причем речь, скорее всего, идет не о наращивании зарплат в бюджетном секторе (в пищевой промышленности увеличения спроса ждут всего 37% компаний), а об увеличении расходов на крупные проекты, так как больше всего стимулирования спроса ждут металлурги и машиностроители;
  • В полтора раза больше, чем год назад, стало тех, кто ожидает защиты от импорта (31%).

На большинство обсуждаемых сейчас в кремлевских и правительственных кабинетах мер стимулирования роста отклик предприятий будет минимальным:

  • Снижение ставки рефинансирования поддержат только 38% предприятий (промышленники скорее всего не верят, что это приведет к снижению ставок в банках, предполагает Цухло).
  • Всего 4% компаний откликнуться ростом производства на субсидирования процентных ставок по кредиту.
  • 12% руководителей приветствовали бы девальвацию рубля. "Удешевление производимой продукции относительно импорта уступает по значимости удорожанию импортного оборудования", объясняют непопулярность девальвации экономисты ИЭП.
  • Инфраструктурные проекты могут иметь непредсказуемые или отдаленные эффекты, а увеличивать темпы роста ВВП нужно сейчас.

Сергей Цухло, завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара

"Предприятия ожидают от государства стимулирования конечно инвестиционного спроса. Но обсуждаемые крупные инвестиционные проекты дадут отдачу в лучшем случае в отдаленной перспективе. В наших условиях КПД этих инвестиционных проектов будет не очень высокое: завышенные цены, откаты и так далее".

Алексей Балаев, Экономическая экспертная группа

"На первое место среди мер стимулирования экономического роста по уровню эффективности я бы поставил госинвестиции в крупные экономические проекты: строительство железнодорожных магистралей, транспортных узлов. Инфраструктурные компании у нас недоинвестированы. Это даст честный импульс инвестиционному спросу.

Снижение налоговой нагрузки может быть и важно, но в текущих условиях кажется маловероятным: мало пространства для снижения этой нагрузки. Позитивно бы сказалась стабильность налоговой системы. Этого достичь проще. Менее значимый импульс росту экономики даст сдерживание роста тарифов естественных монополий".