Минэкономразвития указало на нежелательность принятия в существующем виде законопроекта об обязательном введении с середины 2016 года ККТ с функцией онлайн-передачи данных в налоговую инспекцию. Предлагаемые меры следует вводить с 2021 года. К тому же, необходимо урегулировать ряд технических, правовых и экономических вопросов.

Минэкономразвития опубликовало заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", КоАП и отдельные законодательные акты РФ".

Напомним, законопроектом, разработанным Минфином, предлагается с середины 2016 года перейти на обязательное применение ККТ с функцией он-лайн передачи данных в налоговую инспекцию через оператора фискальных данных. Переход будет реализован поэтапно в течение 2015-2016 годов. С середины 2015 года предполагается обязательное применение функции передачи данных в случае использования платежного терминала или банкомата. Организации и ИП, осуществляющие торговлю в торговых объектах, имеющих торговые залы, и не применяющие специальные налоговые режимы, также будут обязаны реализовать функцию передачи данных с 1 июля 2015 года. Ныне работающие ККТ могут применяться до 1 июля 2016 года, а затем будут сниматься с учета, за исключением эксплуатируемых в тех местностях, где отсутствуют сети связи. Перечень этих местностей будет утверждаться органами госвласти субъектов РФ.

Сам Минфин также впоследствии анализировал законопроект, обобщив поступившие к нему замечания. Исходя из комментариев Минфина, можно было сделать вывод, что в целом у законопроекта больше плюсов, чем минусов. Например, ведомство считает, что новшество позволит предпринимателям сэкономить средства, а все технические и правовые проблемы при этом или незначительны, или решаемы.

Минэкономразвития в своем заключении отмечает необходимость более существенного переходного периода - до 2021 года, удлиняя таким образом срок перехода на новую технику на пять лет. МЭР считает, что законопроект приведет к необоснованным убыткам собственников имеющейся ККТ, в связи с вынужденным ее выведением из эксплуатации при не истекшем сроке ее полезного использования. Кроме того, по оценкам экспертов, предлагаемое регулирование может повлечь удорожание стоимости единицы ККТ до 30 тыс. рублей, а также следующие дополнительные затраты для пользователя:

  • на оплату услуг в связи с обязательным подключением ККТ к сетям связи (от 10 до 15 тыс. рублей),
  • на оплату услуг оператора фискальных данных на обработку фискальных данных (до 13 тыс. рублей),
  • на обеспечение защиты передаваемой информации (от 4 тыс. рублей), в том числе на формирование электронной подписи,
  • на антивирусную программу и другие возможные затраты.

МЭР обращает также внимание на неравномерность охвата интернетом в различных регионах. Если в Москве и Санкт-Петербурге обеспеченность сетью составляет 80%, то имеются регионы, где этот показатель на уровне 10-15%, а, например, в Ингушетии – 2-3%. К тому же, в законопроекте не конкретизировано понятие "отдаленных от сетей связи местностей", в которых будет разрешено продолжать использовать ККТ с функцией фиксации данных.

Ввиду "отсутствия соответствующих требований к ККТ и инфраструктуры, обеспечивающей ее функционирование, велики риски неисполнения требований с момента проектируемого вступления в силу проекта акта при одновременном планируемом увеличении штрафных санкций. В условиях указанных неопределенностей, полагаем необоснованным усиление административной ответственности, возлагаемой на субъектов предпринимательской деятельности", - отмечает ведомство.

Критике также подвергнута идея невключения новой техники в госреестр ККТ, поскольку это может вызвать появление на рынке несоответствующих требованиям моделей.

Из системного толкования законов о бухучете, об электронной подписи и анализируемого законопроекта эксперты, на мнение которых ссылается МЭР, пришли к выводу, что с принятием законопроекта потребуется, чтобы каждый кассовый чек и каждая контрольная лента, выполненные в форме электронного документа, подписывался квалифицированной электронной подписью. Это повлечет дополнительные затраты.

К законопроекту имеется и множество других замечаний технического и правового характера.