Когда вступают в силу новеллы НК, предусмотренные законопроектом 196666-6

После того как Госдума окончательно приняла нашумевший закон "с пятью шестерками" (196666-6) для многих, наверное, стал актуальным вопрос о том, с какого момента предусмотренные этим законом новеллы Налогового кодекса вступают в силу.

Момент вступления в силу норм нового закона регулируется его статьей 24. Ее анализ показывает, что по срокам вступления в силу все налоговые поправки можно разбить на 4 группы:

  • вступающие в силу по истечении месяца со дня официального опубликования закона;
  • вступающие в силу с 1 января 2014 года;
  • вступающие в силу с 1 июля 2014 года;
  • вступающие в силу с 1 января 2015 года.

ПОПРАВКИ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ ПО ИСТЕЧЕНИИ МЕСЯЦА СО ДНЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ ЗАКОНА

  • Об адресе, по которому направляются документы, исходящие от налогового органа (п. 5 ст. 31 НК РФ);
  • О расширении перечня оснований и условий для взыскания налога в судебном порядке с основной организации за счет средств дочерней (зависимой) и наоборот (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ);
  • О наделении налогового органа правом при истребовании у третьего лица информации о конкретной сделке истребовать также и документы, относящиеся к ней (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

ПОПРАВКИ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА

  • Об изменении (расширении) понятия "счет" для целей НК РФ (абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ);
  • О возможности установления частью второй НК РФ отдельных случаев представления налоговой декларации исключительно в электронной форме (ст. 80 НК РФ);
  • О праве налогового органа на истребование обосновывающих пояснений при представлении налогоплательщиком уточненной "к уменьшению" или убыточной декларации (с правом представления налогоплательщиком подтверждающих документов) (п.п. 3, 4 ст. 88 НК РФ);
  • О праве налогового органа на истребование подтверждающих документов при представлении уточненной "к уменьшению" или уточненной убыточной декларации по истечении 2 лет со дня истечения срока представления основной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • О распространении правил проведения камеральных проверок на т.н. "иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета)" (п. 10 ст. 88 НК РФ);
  • О фактическом распространении ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ (за нарушение срока представления налоговой декларации), на т.н. "иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации" (п. 1 ст. 119 НК РФ);
  • О возложении на лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС и осуществляющими посредническую деятельность, обязанности по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур по такой деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ);
  • О возложении на всех плательщиков НДС, налоговых агентов и лиц, выставивших необязательные счета-фактуры, обязанности по представлению налоговых деклараций исключительно в электронной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • О возложении на налоговых агентов по НДС, не являющихся налогоплательщиками (или освобожденных по ст. 145 НК РФ) обязанности по представлению налоговых деклараций (п. 5 ст. 174 НК РФ).

ПОПРАВКА, ВСТУПАЮЩАЯ В СИЛУ С 1 ИЮЛЯ 2014 ГОДА

  • О предоставлении налоговым органам доступа к информации о счетах и вкладах физических лиц , не являющихся индивидуальными предпринимателями (ст. 86 НК РФ).

ПОПРАВКИ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА

  • О возложении на лиц, обязанных представлять налоговую декларацию в электронной форме, также и обязанности по обеспечению получения от налогового органа любой официальной корреспонденции в электронном виде с обязательным информированием последнего о факте ее получения (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);
  • О предоставлении налоговому органу права приостанавливать операции по счетам в банке при нарушении срока направления в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (ст. 76 НК РФ);
  • О праве налогового органа на истребование счетов-фактур, первичных и иных относимых документов при выявлении противоречий и несоответствий в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • О праве налогового органа на истребование отдельных сведений при проведении камеральной проверки декларации по налогу на прибыль или НДФЛ у участника инвестиционного товарищества (п. 8.2 ст. 88 НК РФ);
  • О праве налогового органа на доступ на территорию (помещения) налогоплательщика и их осмотр при проведении квалифицированной камеральной проверки декларации по НДС (когда у налогового органа есть право на истребование документов в рамках такой проверки) (ст. ст. 91, 92 НК РФ);
  • О возложении на налоговых агентов по НДС, не являющихся налогоплательщиками (или освобожденных по ст. 145 НК РФ), обязанности по представлению налоговой декларации в электронной форме при осуществлении ими посреднической деятельности (п. 5 ст. 173 НК РФ);
  • Об определении источника сведений, включаемых в налоговую декларацию по НДС различными категориями лиц (п. 5.1 ст. 173 НК РФ);
  • О возложении на лиц, не являющихся налогоплательщиками, налоговыми агентами, освобожденными по ст. 145 НК РФ, обязанности по представлению в налоговый орган журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур при осуществлении этими лицами посреднической деятельности и получении (выставлении) счетов-фактур по такой деятельности (п. 5.2 ст. 173 НК РФ).

Автор: Брызгалин Аркадий Викторович, учредитель и генеральный директор

Группы компаний "Налоги и финансовое право"