Суд согласился с налоговиками в том, что просроченная задолженность относится на финансовые результаты в том периоде, когда была признана безнадежной. Перенос ее на другой налоговый период НК РФ не предусматривает.
ФАС Восточно-Сибирского округа рассмотрел в кассационной инстанции дело № А58-3501/2011 о сроках списания безнадежной дебиторской задолженности.
Организация в 2002 – 2004 гг. оказывала по госконтракту услуги Министерству ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) по хранению и переработке нефтепродуктов для коммунальных нужд. По результатам работы за государством осталась задолженность в размере 23 млн. рублей со сроком истечения исковой давности в 2007 году. Контракты, приложения к ним, акты сверок, копия письма с требованием погашения задолженности были в наличии, и контрагентами не оспаривались.
Факт наличия просроченной дебиторки, подлежащей списанию, был выявлен организацией при проведении инвентаризации задолженностей только в 2008 году. Она была учтена в уменьшение налога на прибыль как внереализационные расходы.
При проведении плановой проверки в 2010 году налоговики посчитали данное списание незаконным, доначислили налог на прибыль, штраф и пеню.
В соответствии с действовавшим законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 2 ст. 12) ревизия задолженностей обязательно должна была производиться по итогам налогового периода и учитываться в годовом балансе. (Добавим, что в новом законе о бухучете нет аналогичного требования к обязательному проведению инвентаризации активов (ст. 11) в ежегодном режиме).
При этом в налоговом учете согласно методу начисления безнадежная задолженность могла быть списана в периоде, когда возникли документально подтвержденные основания признать ее таковой, а не позже. НК не наделяет налогоплательщика правом на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включаются такие убытки.
Суды трех инстанций приняли данный аргумент налоговиков, ссылаясь на арбитражную практику.
а вот это они зря - отменили норму в бух учете оказывается, про то, что надо ежегодно проводить инвентаризацию активов
это был классный инструмент
и реальная помощь аудитору
ага. сколько еще сюрпризов готовит новый закон о бухучете.. поотменяли много обязаловки, а в итоге вышло только куча неопределенностей, а кое-где - еще и лишнего документооборота, как с теми же транспортными накладными