Высший арбитражный суд принял решение, согласно которому налоговый орган в ходе выездной проверки для вынесения решения о правомерности снижения базы по налогу на прибыль на сумму убытков прошлых лет вправе истребовать первичные документы, подтверждающие расходы, которые привели к этим убыткам. Следовательно, срок хранения первички может составлять до 13 лет, в том числе - для реорганизованных предприятий.

Вместе с присоединенной организацией истец по делу № А40-9620/11-140-41 получил возможность переноса на будущее ее убытков. Убытки образовались в 2005 году, присоединение произошло в 2006. В том же году истец учел убыток согласно передаточному акту и налоговой декларации присоединенной организации за 2005 год, сочтя эти документы необходимой и достаточной первичкой для данной операции.

Налоговый орган в ходе выездной проверки потребовал иную первичную документацию, а именно - подтверждающую расходы присоединенного лица, которые привели к образованию убытков. На момент проведения проверки истекли 4 года с даты окончания налогового периода, к которому относятся спорные расходы. К тому же, требуемых налоговиками документов у истца и не было с момента реорганизации (предприятие крупное, присоединяло к себе несколько тоже не мелких компаний с некоторым количеством филиалов в одно и то же время, и хранить их первичку не считало целесообразным).

Суды с первой по третью инстанции поддержали истца, однако налоговый орган подал надзорную жалобу. И тут, на стадии заседания президиума ВАС, дело приняло иной оборот: в данной части решения нижестоящих судов отменены.

Следовательно, во-первых, при реорганизации основанием для переноса убытков не может служить передаточный акт и декларация правопредшественника. Во-вторых, для подтверждения убытков необходимы документы, подтверждающие расходы, приведшие к убыткам. Значит, хранить их организациям необходимо не только в течение срока, предусмотренного для переноса убытков на будущее, но и до окончания срока, в течение которого налоговики могут провести налоговую проверку по факту учета перенесенных убытков.

Для переноса убытков предусмотрен срок 10 лет, а для проведения проверки - еще 3 года. Значит, максимальный срок хранения первичных документов, касающихся возникновения убытков, составляет 13 лет с даты окончания налогового периода, в котором эти убытки образовались. Не исключено, что в других ситуациях окажется необходимой первичка не только по расходам, приведшим к убыткам, но и по доходам за тот же период.