В письме ФНС рассказывается о налогообложении расходов, возникающих в связи с приобретением неисключительного права пользования товарным знаком. Такое право покупается лицензиатом на основании лицензионного договора. В нем указываются пределы использования товарного знака применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

ФНС России распространила письмо от 25.06.2012 N ЕД-4-3/10308@ "О направлении Письма Минфина России от 04.06.2012 N 03-03-10/60" (вместе с Письмом Минфина России от 04.06.2012 N 03-03-10/60) о налогообложении расходов лицензиата, который приобрел неисключительное право пользования товарным знаком. Документ указывает, в каких случаях организация вправе уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму этих расходов. Разъяснения обязательны для применения налоговыми органами.В письме налоговики затронули два основных вопроса:

  • учет расходов организации, связанных с уплатой периодических платежей за право пользования товарным знаком;
  • учет затрат на проведение рекламных кампаний с использованием товарного знака, в отношении которого организация обладает неисключительным правом.

По первому вопросу документ содержит следующие разъяснения:

… расходы организации, связанные с уплатой периодических платежей за право пользования товарным знаком, могут быть учтены в составе налоговой базы по налогу на прибыль, если товарный знак используется лицензиатом в соответствии с положениями статьи 1484 Гражданского кодекса.

Указанная статья кодекса гласит, что под использованием товарного знака следует понимать его размещение:

  • на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Таким образом, если организация заплатила за право размещения товарного знака вышеперечисленными способами, то эти издержки можно учесть в качестве обоснованных расходов. Обоснованными расходами признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Далее в письме говорится об учете расходов на рекламные кампании с использованием товарного знака, в отношении которого организация обладает неисключительным правом. Затраты на подобные мероприятия могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения прибыли, то есть уменьшить сумму доходов на соответствующую величину. Но для этого затраты должны соответствовать требованиям статьи 252 НК РФ. Одно из них гласит, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Напомним, что товарным знаком называется обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Право на товарный знак удостоверяется специальным свидетельством. Оно выдается правообладателю после государственной регистрации товарного знака.