ВАС предлагает пересмотреть дела о повторных налоговых проверках

Управление налоговой службы имеет право проводить повторную налоговую проверку только в целях контроля за нижестоящим налоговым органом. В результате такой проверки не могут осуществляться те же доначисления, которые были сделаны инспекцией в ходе первичной выездной проверки, а впоследствии отменены управлением по формальным основаниям.

Опубликовано постановление ВАС по делу № А57-12694/2010. Налоговый орган провел выездную проверку ИП и доначислил ряд налогов. Затем ИП оспорил решение в вышестоящем налоговом органе. Были выявлены процедурные нарушения, и решение инспекции было отменено. Однако, после этого УФНС провело повторную проверку по тем же налогам за тот же период, что и первоначальная. В итоге предпринимателю были снова доначислены все те же налоги.

ИП оспорил законность таких действий в суде. Все четыре инстанции, включая ВАС, согласились с правомерностью претензий предпринимателя.

«Предметом контроля вышестоящим налоговым органом могут являться оценка эффективности проведения первоначальной проверки в части выявления нарушений налогового законодательства, а также сделанные в ходе данной проверки выводы об отсутствии таких нарушений. …  эти задачи … управлением не реализовывались. Приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, а также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

При рассмотрении настоящего дела управлением не были приведены доводы о том, что первоначальная проверка предпринимателя с учетом указанных критериев оценки рисков (отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов либо убытков; опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов; выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ; отражение расходов в размере, максимально приближенном к сумме полученного дохода, и т. д.) являлась неэффективной, носила фрагментарный характер и не была направлена на проверку этих обстоятельств.

Таким образом, … повторная выездная налоговая проверка, хотя и оформлена управлением в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 89 Кодекса, фактически таковой не являлась, поскольку была осуществлена с целью доначисления налогов по кругу тех обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате первоначальной налоговой проверки»,- говорится в постановлении ВАС.

Высшие арбитры отметили также, что могут быть пересмотрены вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам со схожими обстоятельствами, противоречащие изложенной позиции ВАС.