Общепризнано, что электронный документооборот между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями имеет массу преимущества и достоинств. Вместе с тем он, как и любая иная деятельность, требует соблюдения определенных правил и процедур, установленных нормативными документами, в которых сформулирована логика (алгоритм) действий бухгалтера, в частности при направлении в Инспекцию налоговой и бухгалтерской отчетности. Такими документами являются:

  • Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государствен-ной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогопла-тельщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законо-дательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 № 9н, зарегистрированным в Минюсте 24.05.2008 года (далее – Административ-ный регламент), раздел 21;
  • Методические рекомендации по организации электронного документооборота, вступившие в действие с 17.11.2010 (Приказ ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-6/610@ "О вводе в промыш-ленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических ре-комендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@" (далее - Ме-тодические рекомендации).

В частности Методические рекомендации (п.2) определяют последовательность электронного документооборота с ЭЦП при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого уча-стника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах. В процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами:

  • налоговая декларация (расчет);
  • информационное сообщение о доверенности;
  • квитанция о приеме;
  • уведомление об отказе;
  • извещение о вводе;
  • подтверждение даты отправки электронного документа;
  • уведомление об уточнении;
  • извещение о получении;
  • сообщение об ошибке.

На налоговую инспекцию возлагается задача:

  • осуществить первичный контроль принятого документа и порядка его направления в соответст-вии с п. п. 2 - 5 раздела I приложения № 6 Методических рекомендаций.

В случае выявления нарушений, сформировать уведомление об отказе с указанием причин отка-за, подписать сообщение своей ЭЦП и сохранить в хранилище электронных документов;

  • сформировать транспортное сообщение, содержащее зашифрованное для налогоплательщика (представителя) подписанное ЭЦП налогового органа уведомление об отказе, и направить нало-гоплательщику (представителю) через спецоператора.

При отсутствии оснований для отказа в приеме документа, например налоговой декларации, с помощью приемного комплекса в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) направляет для дальнейшей обра-ботки в программный комплекс налогового органа:

  • электронный документ (документы);
  • одтверждение даты отправки.

Квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме нало-говой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня за днем поступления направля-ется в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (представителю) через спецопера-тора. В свою очередь, налогоплательщик, при получении от налогового органа через спецоператора квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме декларации не позднее следующего ра-бочего дня должен сформировать транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП нало-гоплательщика (его представителя) извещение о получении, и направить его в налоговый орган через спецоператора (п. 3.18 Методических рекомендаций). Таким образом, в течение суток с момента отправки налоговой декларации (без учета выходных и праздничных дней) налогоплательщик должен получить квитанцию о приеме налоговой декла-рации и протокол входного контроля.

Логика событий понятна, при направлении любой информации, нужно убедиться, что она адре-сатом получена. Эта информация содержится в квитанции о получении или в сообщении об отка-зе в приеме с указанием причины. Не получив такое сообщение, налогоплательщик рискует при-нять ошибочное решение и оказаться в положении не отправившего налоговую отчетность, со всеми вытекающими последствиями. Вывод - направив отчетность в налоговую инспекцию необходимо убедиться в ее успешном принятии. Иными словами, дождаться квитанции о приеме налоговой декларации и протокол входного контроля.

Самой распространенной причиной отказов является завершение срока действия ключей ЭЦП в момент отправки налоговой отчетности. В этом случае при получении файла налоговой декларации, налоговым органом автоматически формируется отказ о приеме налоговой декларации налогоплательщика на основании несоответ-ствия ЭЦП подписи руководителя организации - налогоплательщика (физического лица - нало-гоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика (п. 133 Административно-го регламента). Рекомендация – нужно внимательно контролировать сроки действия ключей ЭЦП, указанные в договоре при их приобретении в удостоверяющем центре.

Еще одна важная рекомендация. Нужно внимательно посмотреть на содержание договора с опе-ратором связи (удостоверяющим центром). В ситуациях, о которых идет речь, по оценкам Управления, он мог и обязан был своевременно предостеречь своего клиента от ошибок. Поэто-му претензии налогоплательщика к оператору представляются вполне обоснованными. Управление просит Вас оценить работу своей Инспекции. Замечания и пожелания помогут устранить недостатки в работе, а также отметить (поощрить) тех, кто работает отлично. Открыть анкету

Источник: УФНС - Пермский край