УФНС сообщило, нужно ли регистрировать считыватели банковских карт

Специалисты напомнили, какие именно устройства относятся к категории ККТ и подлежат регистрации. Налоговики также сообщили, при каких условиях турфирмам разрешается не пользоваться кассовыми аппаратами.

Управление ФНС по Москве подготовило письмо о регистрации в налоговых органах считывателей банковских карт. С вопросом о необходимости этой процедуры в УФНС обратилась неназванная туристическая компания. Она планировала работать без применения контрольно-кассовых машин, при этом выдавать бланки строгой отчетности по форме ТУР-1. В ответном письме специалисты напомнили, какие именно устройства относятся к категории ККТ и подлежат регистрации. Документ должен порадовать авторов обращения. Технические средства, не относящиеся к категории ККТ, регистрации в фискальном ведомстве не подлежат:

В статье 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) содержится конкретный перечень технических средств, относящихся к категории контрольно-кассовой техники (ККТ):

  • контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью;
  • электронно-вычислительные машины;
  • программно-технические комплексы.

...В соответствии со статьей 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

Более конкретные технические и иные требования к контрольно-кассовой технике установлены Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 и принято в соответствии с условиями Закона N 54-ФЗ.

Следовательно, технические средства, не относящиеся к категории контрольно-кассовой техники (в рассматриваемом случае, оборудование для считывания платежных карт), в соответствии с Законом N 54-ФЗ не подлежат регистрации в налоговых органах.

Также налоговики разъяснили, при каких условиях турфирмы могут не пользоваться кассовыми аппаратами:

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности...

Министерство финансов РФ приказом от 09.07.2007 N 60н для оказания услуг в сфере туризма утвердило форму бланка строгой отчетности "Туристская путевка".

Следовательно, организация, осуществляющая туристскую деятельность, вправе производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, но только при условии оформления и выдачи документа строгой отчетности "Туристская путевка".

Соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими туристскую деятельность, порядка выдачи документа строгой отчетности "Туристская путевка" при осуществлении наличных денежных расчетов регламентируется Федеральным законом от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

При применении письма следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и служит разъяснением по конкретному запросу.

Напомним, порядок наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Штрафы за нарушения в сфере применения ККТ прописаны, в частности, в статье 14.5 КоАП РФ. Для граждан они составляют от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 3 до 4 тысяч, для юридических лиц - от 30 до 40 тысяч рублей.