Налогоплательщики уже летом 2012 г. смогут без проблем представлять в налоговые органы счета-фактуры в электронном виде по утвержденным ФНС форматам, передает «ТАСС-Телеком» со ссылкой на слова замглавы Федеральной налоговой службы Даниила Егорова. Он также напомнил, что с 23 мая российский бизнес получил возможность обмениваться электронными счетами-фактурами между собой.

«Для бизнеса и для нас развитие электронного документооборота в коммерческих и налоговых правоотношениях является одной из главных задач, решение которой напрямую связано с повышением качества налогового администрирования и снижением непроизводственных затрат бизнеса», - подчеркнул Егоров.

По данным международных исследований, внедрение электронного документооборота позволяет сократить время обработки документов на 70%, а общая экономия от использования бухгалтерских и финансовых документов в электронном виде составляет 2-3% валового оборота компании.

«В этой связи нами взят курс развития налоговой системы, направленный на формирование клиентоориентированного подхода, развитие электронного взаимодействия с налогоплательщиками по максимальному количеству итераций, а также созданию удобных и понятных онлайн-сервисов», - заявил Егоров.

Электронный документооборот уже применяется при взаимодействии хозяйствующих субъектов с налоговыми органами. Так, около 80% налоговых деклараций представляются в налоговые органы в электронном виде.

«Конечно, когда мы говорим о полноценном электронном обороте бухгалтерских документов и счетов-фактур мы понимаем, что основная их циркуляция будет проходить между бизнесом, а это уже совсем другой объем документов. По разным оценкам на территории России ежегодно циркулирует порядка 45 млрд бумажных документов: договоров, актов, накладных. Одних только счетов-фактур в год формируется порядка 15 млрд», - отметил замглавы ФНС.

«Теперь бизнес имеет возможность обмениваться счетами-фактурами в электронном виде. Ни юридических, ни практических препятствий этому нет. Необходимо учитывать, что использовать счет-фактуру в электронном виде или нет – это выбор налогоплательщиков, для которого нами созданы все условия», - сказал Егоров.

«Необходимо помнить, что в соответствии с законодательством счет-фактура в электронном виде полностью заменяет его бумажный аналог и является его альтернативой, а не дополнением. В то же время отсутствие единых стандартов документов является препятствием для широкого распространения электронного документооборота, - считает замглавы ФНС. - Кроме того, учитывая, что первичные документы служат основанием для ведения бухгалтерского учета и в конечном итоге расчета налогов, для ФНС очевидна необходимость стандартизации электронных форматов первичных документов и построения электронного документооборота, понятного как налогоплательщикам, так и налоговым органам».

Выбор именно этих документов в целях разработки для них электронных форматов является следствием диалога с профессиональным сообществом. Данные документы наиболее часто используются при оформлении хозяйственных операций по купле-продаже товаров, приемке-передаче результатов выполненных работ, фиксации факта оказания услуг.

«По этому направлению нашего начинания у нас есть абсолютное понимание, и поддержка со стороны бизнеса. Крупные компании реализуют самостоятельные пилотные проекты по обмену первичными документами по форматам, разработанным ФНС», - сказал Егоров.

Он также сообщил, что «на среднесрочную перспективу мы запланировали упрощение процедуры подтверждения нулевой ставки по НДС за счет перевода документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ в электронный вид. При этом мы придаем большое значение унификации электронных форматов в России, и в этой связи проводим совместную работу с ФТС РФ по использованию единых форматов документов».