Ранее позиция фискалов (правда, в лице Минфина) была иной: для подтверждения расходов требовались две накладные по двум формам

В Письме ФНС от 21 марта 2012 г. N ЕД-4-3/4681@ указывается, что налоговое законодательство не содержит специальных положений о перечне и необходимом порядке оформления документов для учета их в целях налогообложения прибыли.

Первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.

Значит, транспортная накладная также может признаваться оформленным в соответствии с законодательством РФ документом, если налогоплательщиком соблюден установленный порядок ее заполнения.

В этой связи, документом, подтверждающим в целях налогообложения прибыли факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом может быть любой из двух правильно оформленных документов: транспортная накладная или товарно-транспортная накладная.

Напомним, 25.07.2011 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», в соответствии с которыми перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, подтверждаемого транспортной накладной, составленной грузоотправителем  по форме, утвержденной Приложением N 4 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом.

При этом не отменяется Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», которым утверждена форма N 1-Т товарно-транспортной накладной.

В связи с применением данных Постановлений в целях налогообложения прибыли и возникли разногласия употребления товаросопроводительных документов в хозяйственном обороте.

Изначально Минфин в Письме от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500 указал, что в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании и транспортной накладной (Приложение 4), и накладной формы N 1-Т.

В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.

То же самое указание содержится и в разъяснениях от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 22.12.2011 № 03-03-10/123.

В Письме от 27 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/99 Минфин разъясняет, что одновременное использование двух форм документов вызвано их различным предназначением.

В соответствии со ст. 2 закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ транспортная накладная (Приложение №4) - перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. Транспортная накладная обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов.

А товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, в случае .привлечения к перевозке третьего лица - грузоперевозчика либо в случае перевозки товаров собственным транспортом. Составляется в четырех экземплярах, один из которых после фактического осуществления перевозки груза перевозчиком предъявляется грузоотправителю и служит основанием для расчета за оказанные транспортные услуги.

В целом, различие в позициях Минфина и ФНС связано, по-видимому, с тем, что Минфин говорит о наличии и других целей оформления упомянутых документов (например, обеспечение сохранности груза, подтверждение факта доставки или приемки груза), а не только о цели учета транспортных расходов. Тем не менее, для ряда предприятий разъяснение ФНС позволит сократить документооборот.