Очередной виток борьбы с трафиком чиновники начнут чисто бюрократическими методами — они собираются унифицировать все законодательство в сфере регулирования дорожного движения. На днях на сайте Минтранса была опубликована концепция нового законопроекта "Об организации дорожного движения".

В этом документе транспортные чиновники фактически расписались в том, что за 20 с лишним лет со времен распада Советского союза существенно продвинуться в модернизации дорожно-транспортной сети не удалось. Ее отставание от имеющихся потребностей составляет 20-25 лет. "При росте автопарка за последние 10 лет около 5-7% в год, ежегодный прирост протяженности автодорожной сети составил менее чем 1%. Плотность улиц и дорог в городах России в 2-5 раз меньше, чем в европейских государствах", — говорится в концепции.

Из-за проблем с трафиком Россия потеряла шанс на динамичное развитие, которое по темпам было бы вполне сопоставимо с китайским экономическим чудом. В Минтрансе посчитали, что перегруженность дорог обходится экономике в 7-9% ВВП в год, или в 4,1-5,3 трлн рублей. Это цена за низкую скорость перевозок, слабую надежность и частые ДТП. За последние 5 лет средняя скорость движения снизилась на 40%. В мегаполисах она составляет 15-30%, в крупных городах — 20-40%, а в часы пик скорость снижается до 5-10 кмч при оптимальных 30-35 кмч.

Не сумев значительно продвинуться в создании современной транспортной инфраструктуры, теперь чиновники намерены повысить себестоимость поездки на личном автомобиле, стимулируя переход на общественный транспорт. Ограничения для автомобилистов могут быть закреплены законодательно. Соответствующие полномочия получат местные власти, цитирует слова начальника отдела Минтранса Владимира Луговенко газета "Ведомости". Плата может быть введена для определенных видов транспорта и за въезд в отдельные районы города. Также платными должны стать парковки.

Похоже, российские чиновники намерены пойти по проторенной американцами дорожке. Например, в центре Чикаго один час парковки обойдется в $16-19. Даже небедные американцы не могут позволить себе каждый день ездить на работу в центр города на собственной машине.

Однако для реализации этой идеи необходимо создать нормальную инфраструктуру городского общественного транспорта. В противном случае попытка решить проблему перегрузки автомобильных дорог попросту обернется новым коллапсом. "Уже сейчас альтернативные автомобильному транспортные потоки не выдерживают. Их попросту нет, потому что отсутствует соответствующая инфраструктура. А то, что есть, было заложено еще со времен СССР", — сообщил аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин.

"Поскольку это даже не законопроект, а его концепция, окончательная форма документа может разительно отличаться от имеющихся сейчас положений. В концепции сделан серьезный упор на изучение международной практики и анализ законодательства других стран. При надлежащем подходе это позволит минимизировать негативные последствия готовящихся изменений", — сообщил "Росбалту" аналитик. При этом он критически высказался в отношении такого способа пополнения фонда средств на строительство и ремонт дорог, как повышение акцизов, которые ранее предлагали некоторые эксперты. "Акцизы на бензин можно повысить и в 100 раз, только тогда практически никто не будет пользоваться личным транспортом, а это нанесет серьезный ущерб машиностроительной отрасли России и испортит отношения с международным сообществом" — отметил Маркин.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, поддержав саму идею унификации законодательства в сфере регулирования дорожного движения, сообщил, что проблему с трафиком это решить не сможет. Он полагает, что России необходимо создать единый масштабный государственный орган, который отвечал бы за безопасность дорожного движения в комплексе.

По словам эксперта, существующая сейчас в России автоинспекция является по сути дорожной полицией, но многие вопросы, относящиеся к безопасности дорожного движения, находятся вне ее компетенции и разбросаны по другим ведомствам. Он полагает, что ГИБДД необходимо вывести из состава Министерства внутренних дел и сделать либо ее отделом, либо службой, подчиненной новому федеральному органу. Новое суперведомство должно отвечать за три параметра: аварийность на дорогах, смертность и заторы. "Пока не будет решена эта задача, все остальные меры не смогут обеспечить должного эффекта", — полагает эксперт.

"Насколько концепция Минтранса к этому подходит, судить сейчас трудно. Такие решения должны приниматься не на уровне одного ведомства, а на уровне политического руководства страны, потому что речь идет о достаточно кардинальной реформе, затрагивающей всю структуру государственного управления. Я жду подобного рода идей от президента и правительства, а не от отдельного министерства", — заявил Похмелкин.

Что же касается пополнения фонда строительство дорог, то эксперт полагает, что логичнее было бы включить в цену на бензин транспортный налог. Это позволит радикально повысить его собираемость (с нынешних 50% до 100%) и упростит администрирование, не дав сильного скачка цен на бензин. Причем такой налог позволит сделать фискальную систему в сфере автомобильного транспорта более справедливой— тот, кто больше ездит, будет и платить больше.