ФАС и Минфин обсуждают, как не допустить летом роста цен на бензин

Никаких оснований ожидать роста цен на бензин после президентских выборов нет, уверены в ФАС. Стоимость топлива на российском рынке достигла европейского уровня. Однако в ФАС признают риск, связанный с повышением топливного акциза с 1 июля этого года. Если одновременно, вместе с ценами на нефть, увеличится НДПИ, то цены могут подскочить. Сейчас ФАС и Минфин думают, как избежать этой опасности, отвязав налог от акциза.

Стабилизация цен на топливо с начала года никак не связана с давлением на компании ради благоприятного фона перед президентскими выборами, заверил вчера журналистов глава ФАС Игорь Артемьев на итоговой коллегии ведомства. По данным Росстата, бензин с начала года подешевел на 0,4%, дизельное топливо подорожало всего на 0,3%.

Причина в том, что цены на российском рынке вполне сопоставимы с мировыми, утверждает Артемьев: «Наши расчеты показывают, что никакого роста цен на всю линейку нефтепродуктов на внутреннем рынке быть не может». По его словам, если посчитать netback, то есть взять биржевые цены в Роттердаме, вычесть транспортные расходы на доставку нефти от месторождения до НПЗ, учесть курс доллара и отнять экспортную пошлину, то «сегодня внутренние цены у нас точно соответствуют мировым».

Если и говорить о применении административного ресурса, то оно, по словам главы ФАС, заключается лишь в предупреждении вызванных в правительство глав «склонных к неправомерному повышению цен» компаний: «Если они выйдут за пределы мировых цен, то мы просто выставим вам четвертую волну антимонопольных дел». «Это будет уже очень большая волна, как бы цунами не получилось», — заявил Артемьев. По его словам, это профилактика: «Не делайте того, что не должны делать. Получите штраф».

Три предыдущие волны антимонопольных дел закончились для нефтяников перечислением в федеральный бюджет более $600 млн, заявил Артемьев в своем отчете на коллегии. Многие из этих дел компании даже не стали оспаривать в судах. Усилиями антимонопольщиков повышается прозрачность сектора. Компании все более активно выходят на биржу, предоставляют в ее базу цены по своим внебиржевым контрактам.

Формированию справедливой цены нефтепродуктов на биржевых торгах способствовала и смена руководства Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи в прошлом году, когда Сергея Маслова сменил бывший глава фондовой биржи ММВБ Алексей Рыбников. «Прежнее руководство биржи делало все не для развития справедливой конкуренции на рынке, а создавало псевдоиндикаторы, обосновывающие рост цен на национальном рынке нефтепродуктов», — возмущался Артемьев.

Поэтому Артемьев не видит причин, по которым цены на бензин станут расти после выборов. «Сжавшаяся пружина выдумана нефтяными компаниями, которые традиционно при сезонном падении зимой спроса на бензин начинают вести разговоры о заморозке цен, а потом требовать компенсировать им потери», — пояснил глава ФАС.

Единственная проблема, над которой надо думать, — это увеличение топливного акциза с 1 января и еще раз с 1 июля 2012 года. По этому вопросу сейчас ведутся консультации с Минфином. Обсуждается введение асимметричного движения акциза и НДПИ, чтобы они не увеличивались одновременно из-за роста цен на нефть на мировом рынке. При росте цен на нефть на внешнем и внутреннем рынке топливный акциз должен снижаться, пояснил «МН» обсуждаемую схему замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. При падении цен размер акциза будет восстанавливаться. А чтобы не пострадали дорожные фонды, куда поступает топливный акциз, они должны в период снижения получать компенсацию в виде части допдоходов от НДПИ и экспортных пошлин, полученных от роста цен. «Задача сделать так, чтобы не было резкого колебания розничных цен на моторное топливо при изменении цен на внешних рынках», — рассказал Голомолзин.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что сейчас рынок переживает обычную сезонную стабилизацию цен. «Сейчас предложение превышает спрос. Уверяю вас, что как только баланс между спросом и предложением нарушится, никакая биржа не поможет. Акциз увеличился фактически на 1,5-2 руб. на литр, есть инфляция. Все это должно отыграться и на рынке топлива», — говорит Аркуша. Он обратил внимание, что в прошлом году цены на топливо выросли на 14%, из которых «7% — акциз, 7% — инфляция». И в этом году будет то же самое. Он полагает, что бензин подорожает по итогам года не менее чем на 13%, и то только в том случае, если рост потребительских цен не превысит планируемые правительством 5%.