Проблема фирм-однодневок стала настолько существенна, что на нее обратили внимание даже первые люди страны. Естественно, министерства и ведомства продолжили линию, начав активно разъяснять простым налогоплательщикам всю пагубность сотрудничества с такими структурами.

Взять, например, письмо Минфина  от 13.12.2011 № 03-02-07/1-430, где решено раскрыть меру ответственности за сделки, совершенные с фирмами-однодневками. Сам циркуляр – это ответ одному из налогоплательщиков, интересующегося тем, как его могут наказать за сотрудничество с ней.

Надо сказать, что письмо выдержано в благожелательном тоне по отношению к бизнесменам. Так, например, утверждается, что налогоплательщик должен считаться добросовестным, пока не доказано обратное. То есть, пока не доказана умышленная связь с такой фирмой или просто информированность о статусе злоумышленников.

Более того, Минфин дает несколько дельных советов по способам получения такой информации. Он отсылает на официальный сайт Федеральной налоговой службы, где сейчас размещены несколько сервисов по этой теме.

Во-первых, это раздел «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков», в котором можно ознакомиться с признаками неблагонадежности партнера, во-вторых, это письмо ФНС от 11.02.2010 № 3-7-07/84, рассказывающее о необходимости проявлять должную осмотрительность, и, наконец, это сервис «Проверь себя и контрагента». Если все условия выполнить, то есть надежда избежать и контактов, и ответственности.

Минфин к тому же, завершая письмо и ссылаясь на п.6 ст.108 НК, утверждает, что налоговым органам сначала надо доказать вину налогоплательщика (подразумевается, наверное, умысел), и только потом привлекать к ответственности. Причем все неустранимые сомнения в виновности должны толковаться в его пользу.

Все бы хорошо, только судебная практика говорит об обратном. Достаточно ознакомиться с обзорами арбитражных дел по этому вопросу. Получается так, что в настоящее время налоговые органы не всегда утруждают себя бременем доказательства умысла в сделках с фирмами-однодневками. Поэтому самым распространенным мотивом привлечения налогоплательщика к ответственности является «отсутствие должной осмотрительности». Так же проще. Возникает уникальная ситуация, когда в общей массе проходят и невнимательные коммерсанты и аферисты. И наказываются они тоже по одним статьям.