По результатам выездной проверки налоговая инспекция привлекла индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности. Основанием для этого послужило неправомерное применение коммерсантом системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов.
По мнению налоговой инспекции, индивидуальный предприниматель осуществлял деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, налогообложение которой должно производиться в рамках общего режима налогообложения. Предприниматель с таким решением не согласился и обратился в суд.
В свою очередь арбитры отметили, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, которые имеют на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
При этом, что следует понимать под услугами по перевозке пассажиров и грузов, налоговым законодательством не определено. Поэтому, учитывая положения статьи 11 НК РФ, в данном случае необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
На основании статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В статье 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлено, что Правила транспортно-экспедиционной деятельности, определяющие перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг, утверждаются Правительством РФ.
В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, даны понятия экспедитора, транспортно-экспедиционных услуг, экспедиторских документов, экспедиторской и складской расписок, поручения экспедитору.
Кроме того, согласно данным Правилам отношения по оказанию траспортно-экспедиционных услуг предполагают обязательное наличие перевозчика (лица, осуществляющего перевозку груза на основе договора перевозки) и оформление экспедиционных документов.
Арбитры выяснили, что индивидуальный предприниматель никаких действий по организации перевозки грузов и привлечению посредников при доставке грузов по заявкам организации-заказчика не принимал и расчетов с ними не производил. Осуществление перевозок производилось силами предпринимателя и за его счет. Наличие в собственности индивидуального предпринимателя грузовых автомобилей подтверждено паспортами транспортных средств.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что доход, полученный индивидуальным предпринимателем от перевозки грузов, подлежал налогообложению в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Постановление ФАС Центрального округа от 15.08.2011 № А35-10330/2010