Налогоплательщики и члены их семьи имеют право на налоговый вычет в сумме, оплаченной за лечение только в медучреждениях России. При лечении за рубежом вычет не предоставляется. Это положение Налогового кодекса не нарушает права граждан. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ.

Социальный налоговый вычет предоставляется исключительно в случае, когда плательщик НДФЛ оплатил лечение в медучреждениях России. Это правило не нарушает прав граждан, лечившихся за рубежом. К такому выводу пришел Конституционный Суд. Он отказался признать несоответствующим Основному закону подпункт 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

В Суд с заявлением обратился гражданин, который оплатил дорогостоящую медпомощь своему ребенку за рубежом. Он считал, что налоговые органы неправомерно отказали ему в получении вычета. Суды признали такую позицию фискального ведомства законной, так как при решении вопроса о предоставлении вычета обязательно учитывается территориальная принадлежность медучреждения.

Конституционный Суд не принял жалобу к рассмотрению, мотивируя это следующим образом:

…освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, являющаяся исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57), в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы носят адресный характер, их установление относится к прерогативе законодателя, имеющего право определять круг лиц, на которых они распространяются (Постановления от 21 марта 1997 года N 5-П...).

…законодатель, обладающий широкими дискреционными полномочиями по предоставлению налогоплательщикам льгот, в том числе в части уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму, уплаченную за услуги, связанные с лечением, самостоятельно и с учетом различных объективно значимых обстоятельств решает вопрос о том, при каких условиях и в каком объеме возможно предоставление указанного налогового вычета.

…социальный налоговый вычет предоставляется исключительно в ситуации, когда плательщик налога на доходы физических лиц оплачивает услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации. Соответственно, данное законоположение не распространяется на ситуации, когда медицинские услуги были оказаны иностранным медицинским учреждением, находящимся за пределами территории Российской Федерации…

…Реализуя возложенные на него конституционные обязанности в сфере здравоохранения, федеральный законодатель предусмотрел гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, в том числе специализированной (высокотехнологичной), на получение которой граждане вправе рассчитывать в государственной и муниципальной системах здравоохранения (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий год).

Одновременно для тех случаев, когда при имеющихся медицинских показаниях необходимая медицинская помощь не может быть оказана пациенту на территории Российской Федерации, действующее законодательство содержит правовой механизм, позволяющий заинтересованным лицам воспользоваться за счет средств федерального бюджета услугой по лечению за пределами территории Российской Федерации (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 декабря 2009 года N 1024н).

Таким образом, установление законодателем социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при осуществлении расходов на лечение только в медицинских учреждениях Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан Российской Федерации, поскольку эта мера имеет гарантийный характер и распространяется на всех граждан, получивших лечение в соответствующих медицинских учреждениях; она существует наряду со специальным правовым механизмом обеспечения за счет средств государства медицинской помощи за рубежом и не препятствует гражданам осуществить выбор конкретного медицинского учреждения для получения необходимого лечения как внутри, так и за пределами территории Российской Федерации.

Напомним, что согласно статьям 79 и 80 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде", решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.