Определение ВАС РФ от 20.10.11 № ВАС-13334/11, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.11 № А51-4356/2011

Суть спора. По результатам проверки принадлежащих организации терминалов оплаты налоговая инспекция установила факт осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговых органах.

На основании постановления инспекции общество было признано виновным в административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Суды, рассматривавшие это дело, отменили постановление налоговой инспекции. Они посчитали, что представленные налоговой инспекцией в качестве доказательств кассовые чеки не позволяют однозначно установить, каким образом они были получены и соответственно подтвердить законный источник получения предъявленных доказательств. Дело в том, что один чек был подобран представителями инспекции возле терминала, а второй передан им гражданином, совершившим платеж. Причем налоговики не представили доказательства, подтверждающие данные обстоятельства. В протоколе не были отражены факты осмотра терминала и получения чека от гражданина. Контрольная закупка также не проводилась. Кроме того, у налоговых инспекторов отсутствовали  документы, содержащие сведения о технических характеристиках терминала.

Позиция суда. ВАС РФ поддержал вывод судов о недоказанности вменяемого обществу административного правонарушения, поскольку в материалах административного дела отсутствуют доказательства, бесспорно устанавливающие факт совершения обществом этого правонарушения.

Примечание «ДК». Постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене в случае недоказанности события вменяемого обществу административного правонарушения.

Татьяна Рогова, юрист, член Палаты налоговых консультантов, напоминает, что в материалах административного дела должны содержаться доказательства, позволяющие однозначно установить факт совершения обществом административного правонарушения:

В противном случае у организации есть все шансы оспорить привлечение к ответственности.

В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший ос-париваемое решение. Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, контролирующий орган должен подтвердить соблюдение требований закона при получении доказательств. При отсутствии в материалах дела доказательств, позволяющих од-нозначно установить, каким образом получены документы, и тем самым подтвердить законный источник их получения, они не учитываются судом.