К концу года, по оценкам экспертов, оборот по платежным картам в нашей стране будет превышать 13 триллионов рублей. Но и ущерб от мошенничества с ними ожидается немалый - 2,68 миллиарда рублей, что почти в два раза больше, чем в прошлом году.

И справиться с этим злом, похоже, удастся не скоро. В большинстве случаев виноваты в том, что попали на крючок мошенников, сами владельцы карт. В основном это связано с низкой финансовой грамотностью населения, поставил диагноз начальник управления развития розничных платежей департамента регулирования расчетов Банка России Вадим Кузнецов. Вчера эксперты обсудили сложившуюся ситуацию за "круглым столом".

Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", Кузнецов сообщил, что на сайте Центробанка размещены рекомендации для клиентов-физических лиц, где прописаны правила использования карт, позволяющие избегать мошенничества. "Когда мы готовили свои рекомендации, мы указывали, что банки должны были довести их до клиентов", - пояснил представитель Центробанка. На банки, кстати, ложится и материальная отвественность.

Кузнецов обратил внимание на принятый недавно закон о национальной платежной системе. Многие его нормы как раз посвящены клиентам, осуществляющим перевод денежных средств с помощью карт. По закону, напомнил Кузнецов, если произошло несанкционированное списание средств, банк обязан их возместить. Прописано и требование к клиенту: в течение суток уведомить банк о том, что операцию вы не совершали. "Дальше будет уже процедура выяснения - совершали списание вы, не совершали, где, при каких обстоятельствах оно произошло. С выходом этой нормы предусмотрено внесение дополнительных пунктов в договор, а сама норма о нулевой ответственности вступает в силу через 1,5 года", - отметил представитель ЦБ.

С тезисом о низкой финансовой грамотности населения согласился и заместитель руководителя службы безопасности процессинговой компании Сергей Лукьянов. "Многие убытки держателей карт связаны с недостаточным вниманием владельцев. Вопросы хранения самой карты, пин-кода, который зачастую записан на листке бумаги, лежащем в кошельке, несвоевременное сообщение в банк при утере карты о необходимости ее блокировки - все это приводит к мошенничеству", - посетовал эксперт.

Главной рекомендацией участников "круглого стола" стал призыв внимательно знакомиться с договором на обслуживание банковской карты и обращать внимание на те памятки, которые прилагаются к нему. Эксперты подчеркнули, что главным способом избежать мошенничества по-прежнему остается внимательность владельца банковской карты. "Надо стараться пользоваться одним и тем же банкоматом, обращать внимание на его клавиатуру, наличие посторонних предметов на рабочей части банкомата. Надо внимательнее относиться к предоставлению информации о карте в интернет-магазинах", - предупредил Лукьянов.