Квартплата в мурманских товариществах собственников жилья и жилищно-строительных кооперативах может существенно возрасти. Это вызвано действиями налоговиков. По их мнению, вносимая членами ТСЖ и ЖСК плата за коммунальные услуги и ресурсы - это доход, с которого необходимо платить налоги.

Товарищества собственников жилья и жилкооперативы Мурманской области находятся под пристальным вниманием налоговиков уже не первый год. Несколько лет назад фискальные органы стали требовать от объединений собственников жилья, чтобы те платили налог на землю, несмотря на то что множество земельных участков, на которых стоят дома, не отмежевано. После долгих усилий удалось доказать неправомерность этих требований. Тем кооперативам и товариществам, которые все-таки уплатили этот налог, деньги были возвращены.

Однако притязания налоговой инспекции на этом не закончились. Налоговики требуют, чтобы ТСЖ и ЖСК платили налог на прибыль с тех средств, которые жильцы вносят за электроэнергию, тепло, воду, газ и обслуживание домов. Об этом говорится в письме, которое председатель ЖСК "Мурманск-14" Людмила Шибаева недавно получила из городской налоговой инспекции. В этом документе указано, что если устав обязывает ЖСК обеспечивать жильцов коммунальными благами и если кооператив заключает от своего имени договоры с поставщиками этих благ, то "платежи членов ЖСК за жилищно-коммунальные услуги являются доходом ЖСК, облагаемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций".

- Попытки обложить нас налогом на прибыль ведутся с 2008 года, - отмечает Людмила Шибаева. - Чтобы заплатить этот налог, мне пришлось бы собирать с жильцов дополнительные деньги. Естественно, квартплата бы увеличилась.

По ее словам, подобные факты остаются в Заполярье массовым явлением. В 2011 году аналогичные письма из налоговой инспекции получило не только ТСЖ "Согласие", но и жилищно-строительные кооперативы "Мурманск-25", "Мурманск-24" "Мурманск-22", "Маяк", товарищества собственников жилья "Кольский 88", "Северный проезд", "Согласие", "Дружба", ряд ТСЖ в других городах региона.

Кооперативы и товарищества считают эту позицию налоговиков неправомерной. Того же мнения придерживается главный государственный жилищный инспектор Мурманской области Олег Басков. Он отметил, что по закону ТСЖ и ЖСК не являются коммерческими организациями. Они создаются лишь с целью содержания общего имущества. Все денежные средства, которые получают подобные объединения собственников жилья, могут быть потрачены только на содержание общего имущества многоквартирных домов и оплату коммунальных ресурсов.

- Извлечение прибыли не может быть уставной деятельностью некоммерческих организаций, - подчеркнул Олег Басков. - И какие налоги здесь на прибыль можно платить, я ума не приложу.

В данном случае можно говорить о несинхронизированности изменений в законодательстве, считает первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Мурманской области Владимир Софьин. Речь идет об определенном правовом вакууме, в котором оказались некоторые ЖСК и ТСЖ. Этот вакуум заключается в том, что требования Жилищного кодекса и всего законодательства, связанного с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, не были изменены в полной мере.

Многочисленные пробелы в Жилищном кодексе действительно весьма затрудняют отношения жилтовариществ и налоговых органов. Кодекс не обязывает всех жильцов дома, в котором создано ТСЖ, быть членами товарищества. Практически в каждом доме, которым управляет товарищество, такие граждане находятся. И по отношению к ним закон ставит ТСЖ в положение организации, оказывающей услуги, что можно считать предпринимательской деятельностью. В результате возникают формальные основания для того, чтобы попытаться взыскать с товарищества налог на прибыль. Правовое положение жилищно-строительных кооперативов несколько более прочно. Однако и они могут оказаться в похожей ситуации. Законодательство предполагает, что все жильцы кооперативного дома должны быть членами ЖСК. Но в то же время существует возможность выхода из членов кооператива. Такой "либерализм" создает невообразимую путаницу и очень мешает деятельности некоммерческих жилищных организаций.

Впрочем, по мнению юристов, правовой вакуум по поводу налогов на прибыль для ТСЖ не столь уж велик. Напомним, на заседании президиума Госсовета в Сыктывкаре в ноябре 2010 года было отмечено, что "ТСЖ - не коммерческая организация и ни в коем случае не должна как таковая восприниматься". Налоговики не могут не знать о том, что существует обширная судебная практика, по которой можно утверждать однозначно: деньги товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов не должны облагаться налогом на прибыль. В частности, об этом говорится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2007 года по делу N А56-25404/2006. Суд указал, что обязательные платежи и взносы, поступающие ЖСК от собственников помещений в многоквартирном доме, используются кооперативом по назначению согласно принятой им смете. Такие платежи не являются выручкой от реализации товаров, работ или услуг и не учитываются при исчислении налога на прибыль.

То же самое содержится в постановлениях множества других судов по тем же самым делам. Кроме того, есть постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 5 октября 2007 года N 57. В нем разъясняется, что "ТСЖ не представляют налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов". В этом же постановлении говорится, что "ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах... выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ".

Если налоговая служба ставит себе целью во что бы то ни стало повысить сбор налогов, то для этого есть способ получше, считают мурманские жилищники. Межевание и кадастрирование в Мурманске в массовом порядке не проводилось. Если сподвигнуть городскую администрацию заняться этой работой всерьез, то возрастет налогооблагаемая база по земельному налогу, который поступает в местный бюджет. В плюсе окажутся не только налоговики, но и муниципальная казна.