В ходе проверки налоговым органом выявлено, что контрагенты налогоплательщика (ООО  "Росгосстрах", далее - Общества) не ведут реальной финансово-хозяйственной деятельности, не исполняют в полном объеме своих налоговых обязанностей, не находятся по месту государственной регистрации, имеют среднесписочную численность в количестве одного человека, руководители организаций отрицают свою причастность к их деятельности, поступающие на расчетные счета организаций денежные средства впоследствии перечисляются на счета фирм-однодневок.

Инспекцией также установлено, что услуги, оказанные налогоплательщику одним из контрагентов, полностью совпадают с услугами, оказанными ему другими контрагентами.

Инспекция пришла к выводу, что представленные заявителем документы не подтверждают факт реального исполнения договоров и доначислила налогоплательщику налог на прибыль и пени по нему.

Суды признали понесенные Обществом затраты документально подтвержденными: в представленных налогоплательщиком в ходе проверки первичных учетных документах содержатся все необходимые обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством о бухгалтерском учете; документы подписаны лицами, которые в соответствии с данными, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, значатся руководителями организаций - контрагентов Общества.

Как указали суды, ненахождение организаций - контрагентов по месту их государственной регистрации, а также малая штатная численность организаций, сами по себе не свидетельствуют о невозможности выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных договорами, заключенными с Обществом. Кроме того, суды пришли к выводу, что услуги, оказываемые обществу контрагентами, все-таи не идентичны.

Оценка произведенных налогоплательщиком расходов с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности не входит в полномочия налоговых органов.

Претензии Инспекции относительно неисполнения контрагентами заявителя налоговых обязанностей, по сути, касаются добросовестности самих контрагентов, а не заявителя. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.10.2003 N 329-О, Общество не может нести ответственность за недобросовестные действия своих контрагентов.

ФАС СЗФО оставил без изменеий решения судов нижестоящих инстаций в части отмены решения налогового органа.