Чтобы отнести недвижимое имущество к основным средствам в рамках бухгалтерского учета, организациям больше не требуются документы, доказывающие госрегистрацию права либо подачу в регистрирующий орган бумаг, необходимых для оформления права. А значит, отсутствие таких документов не является основанием для неуплаты налога на имущество организаций. Об этом ФНС России напомнила в письме от 29.08.11 № ЗН-4-11/13999.

Как известно, российские компании начисляют налог на движимое и недвижимое имущество, отраженное на балансе в качестве основных средств. Изменения в бухучете основных средств произошли после вступления в силу приказа Минфина России от 24.12.10 № 186н. Этот приказ среди прочего скорректировал Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

До внесения поправок действовало правило, по которому для признания объектов в бухучете основными средствами требовалось наличие документов, подтверждающих передачу документов на госрегистрацию прав либо наличие правоустанавливающих документов. С 1 января 2011 года объекты недвижимости принимаются к бухгалтерскому учету на основании первичных документов при соблюдении условий, названных в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств «ПБУ 6/01» (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н). Объекты, права на которые не зарегистрированы, учитываются на отдельном субсчете к счету учета основных средств. Таким образом, уплата налога на имущество не зависит от факта регистрации прав на объект недвижимости.