На этой неделе в справочно-правовых системах был опубликован документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», который, очевидно, является согласованной Правительством РФ концепцией реформы налогообложения, разработанной представителями Минфина РФ.

Если в аналогичных документах, разрабатывавшихся в прошлом, шла речь о необходимости анализа эффективности применения коэффициента ускорения налоговой амортизации предмета лизинга, то в комментируемом документе, видимо, приведен результат данного анализа.

Согласно новой концепции реформы налогообложения

«предоставление права ускоренной амортизации в отношении любого имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды (лизинга), нецелесообразно. Представляется обоснованным применение коэффициента ускоренной амортизации только при совершении лизинговых операций, соответствующих задачам модернизации экономики и обновления фондов производственного сектора. В целях упорядочивания данной меры налогового стимулирования предполагается разработка перечня видов основных средств, в отношении которых при предоставлении (получении) в лизинг к основной норме амортизации может применяться повышающий коэффициент.»


Таким образом, в ближайшем будущем стоит ожидать отмены фактически последнего налогового преимущества лизинга перед другими формами капитальных вложений. Остается только надеяться на то, что данные изменения не будут распространены на действующие договоры лизинга (как это произошло с отменой рассматриваемого коэффициента для имущества 1 – 3 амортизационных групп). В противном случае судьба лизинговой отрасли в РФ будет очевидна.

Илья Антоненко
Ведущий эксперт "Национальной консалтинговой компании"
Финансовый директор группы лизинговых компаний "Северная Венеция"