О трансфертном ценообразовании Федеральным законом РФ от 18.07.2011 № 227-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ). Так, первая часть НК РФ дополнена новым разделом, регулирующим вопросы трансфертного ценообразования и налогового контроля в указанной сфере.

Данные изменения вступают в силу с 01.01.2012 года. Отдельные положения вступают в силу с 01.01.2014 года.

Внесенные изменения устанавливают, в частности, правила определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам в целях повышения эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов, а также предусматривают механизмы противодействия использования трансфертных цен в целях минимизации налогов.

Так, в частности, значительно расширен перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми (Закон содержит 11 таких оснований). Ранее НК РФ признавал лиц взаимозависимыми только в 3 случаях.

Детально прописаны положения, касающиеся налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами, определены особенности признания цен рыночными, разработаны правила сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами и их результатов со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица, определены источники информации для целей определения соответствия цен в сделках рыночным.

Закон устанавливает методы, используемые при определении соответствия цен, применяемых в сделках, рыночным ценам: 1) метод сопоставимых рыночных цен; 2) метод цены последующей реализации; 3) затратный метод; 4) метод сопоставимой рентабельности; 5) метод распределения прибыли.
Законом уточнен перечень контролируемых сделок. К числу таких сделок могут быть отнесены, в частности, сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации которых является РФ, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за календарный год превысит один миллиард рублей.

Контролируемыми могут являться также сделки, заключенные в отношении таких товарных групп, как: нефть, драгметаллы, черные и цветные металлы, удобрения.

Установлена обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы о совершении ими контролируемых сделок, а также по требованию налогового органа представлять документы и информацию, обосновывающие соответствие цены сделки рыночным ценам.

Законом определены особенности проведения налогового контроля соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам.
С целью такого контроля будут проводиться отдельные проверки. В рамках них налоговые органы смогут проверять контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Стоит отметить, что данные проверки при назначении территориальными налоговыми инспекциями выездных проверок учитываться не будут. Тот факт, что сделку, совершенную в налоговом периоде, ранее проверяли налоговые органы, не будет препятствовать последующему проведению инспекцией выездных, а также камеральных проверок за этот же налоговый период.

Также, указанным федеральным законом введено понятие "симметричной корректировки" цены сделки ее сторонами в случае принятия решения о доначислении налога по итогам проверки соответствия цен, и определен порядок ее проведения.

Закон содержит положения, регулирующие порядок заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, заключаемого крупнейшими налогоплательщиками с налоговым органом, предметом которого являются, в том числе: виды и перечни контролируемых сделок, порядок определения цен и описание методик ценообразования, перечень источников информации для определения соответствия цен.

Вводится налоговая ответственность, в частности, за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате применения цены, не соответствующей рыночным ценам, за непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения.

Источник: УФНС - Свердловская область