По результатам камеральной проверки налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю ЕНВД. Основани-ем для этого послужили выводы о том, что коммерсант осуществлял деятельность по сдаче в аренду части принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества – торговых мест, а ЕНВД не уплачивал.

Предприниматель с таким решением не согласился и обратился в суд. По его мнению, он не передавал в аренду стационарные торговые места, а сдавал в аренду части нежилого помещения, на которых арендаторы самостоятельно оборудовали данные площади для целей торговли.

Судьи указали, что согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может при-меняться, в частности, в отношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети без торговых залов, объектов нестационарной торговой сети.
Согласно статье 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной куп-ли-продажи.

К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совер-шения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли без торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли без торговых залов, прилавков, столов, лотков и других объектов.

Арбитры выяснили, что спорное нежилое помещение является торговым комплексом, в котором арендаторы арендуют торговые места. Арендуемые у предпринимателя площади используются как отдельные объекты торговли и соответствуют понятию торгового места. Следовательно, коммерсант является плательщиком ЕНВД в отношении такого вида деятельности, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест.

Кроме того, рассмотрев материалы дела, арбитры отклонили довод предпринимателя о том, что налоговый орган не вправе производить в ходе камеральной проверки осмотр используемых налогоплательщиком в своей деятельности помещений.

Свою позицию они обосновали так. На основании статьи 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право в целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

Таким образом, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2011 № А46-14218/2010 судьи установили, что действующее законодательство не запрещает налоговым органам проводить в ходе камеральной проверки осмотр (обследование) используемых налогоплательщиком в своей предпринимательской деятельности помещений, в том числе, для определения соответствия фактическим данным сведений, отраженных плательщиками в документах, представляемых в налоговые органы.