По результатам выездной проверки налоговая инспекция привлекла организацию к налоговой ответственности на основании статьи 122 НК РФ и доначислила налог на прибыль и НДС. Основанием для этого послужил вывод налогового органа о том, что расходы на услуги по продвижению товаров, оказанные организацией своим поставщикам, относятся к «вмененной» розничной торговле, а не к деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения. Компания с таким решением инспекции не согласилась и обратилась в суд.

В свою очередь арбитры установили, что в проверяемом периоде организация заключила договоры на оказание услуг по продвижению товаров поставщиков. Согласно условиям этих договоров организация (заказчик) поручила другим компаниям (исполнителям) выполнять работы по привлечению внимания к товарам, реализуемым заказчиком в розничной торговой сети. В рамках этих договоров были оказаны следующие услуги: выкладка продукции в магазинах розничной торговой сети заказчика, распространение информационно-рек­ламных материалов среди покупателей магазинов розничной торговой сети заказчика, размещение в выпускаемых исполнителем информационно-рекламных материалах для покупателей торговой сети информации о товарах заказчика и обеспечение распространения информационно-рекламных материалов среди потенциальных покупателей торговой сети.

В подтверждение оказанных услуг компанией представлены планы, перечни товаров для продвижения, акты сдачи-приемки работ (услуг), отчеты, счета-фактуры.

Оплата услуг по продвижению товара (после их оказания) производилась путем перечисления денежных средств на расчетный счет организации.

Судьи указали, что выкладка товара в соответствии с положениями Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004—93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17, также относится к услугам в розничной торговле, однако может осуществляться и как отдельный вид предпринимательской деятельности.

Согласно дополнительным соглашениям к договорам исполнители оказывали услуги по продвижению товаров именно поставщиков заказчика, а не самой организации-заказчика. Поэтому расходы на оформление витрин и торговых залов в месте продажи с помощью рекламных материалов компания правомерно учла при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пункта 1 статьи 249 НК РФ.

Таким образом, судьи пришли к выводу, что расходы на оплату перечисленных выше услуг связаны с деятельностью по реализации товаров поставщиков и являются экономически обоснованными. Следовательно, понесенные расходы не относятся к «вмененной» деятельности. 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2011 № А45-10322/2010