Ответственным за организацию бухгалтерского учета на предприятии может быть сам собственник или руководитель предприятия.

Ответственным за организацию бухгалтерского учета на предприятии может быть сам собственник или руководитель предприятия. Если масштабы деятельности предприятия достаточно велики, то ответственность за организацию бухгалтерского учета несет несколько должностных лиц. Для этого нередко создается специальный отдел управления бухгалтерским учетом. Но в большинстве случаев ответственным за ведение бухгалтерского учета на предприятии является руководитель. Поэтому в данной статье будет рассмотрена роль в организации и ведении бухгалтерии именно руководителя.

В первую очередь руководитель должен выбрать форму ведения бухгалтерского учета на предприятии, в зависимости от масштабов деятельности, объема работы и по иным соображениям. Это желательно сделать еще до регистрации предприятия, так как после времени на раздумья не будет (в соответствии с требованиями законодательства бухгалтерский учет необходимо вести сразу с момента регистрации).

Руководитель может:

  • Учредить бухгалтерскую службу и назначить главного бухгалтера (это наиболее актуально для крупных предприятий);
  • Ввести в штат должность бухгалтера и нанять квалифицированного, опытного специалиста;
  • Передать ведение бухгалтерского учета на предприятии бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем, или аутсорсинговой компании при условии заключения договора на оказание услуг;
  • Руководитель также имеет право самостоятельно вести бухгалтерию, если он имеет соответствующие знания и навыки и сможет безотрывно от основной деятельности заниматься бухгалтерским учетом.

Первые два варианта предполагают то, что руководитель организации должен создать все условия для правильного ведения бухгалтерии – позаботиться о создании рабочих мест, об обеспечении сотрудников оргтехникой и современным программным обеспечением. Если предприятие выбирает бухгалтерский аутсорсинг, то руководитель освобождается от этих задач, а предприятие получает возможность сократить затраты на покупке оргтехники, программного обеспечения, а также на уплате налогов, больничных, отпускных и других выплат.