Далеко не всегда в силу тех или иных обстоятельств удается отследить срок исковой давности по проблемной «кредиторке». Вместе с тем, судя по постановлению ФАС Поволжского округа от 21 июня 2011 г. № А72-1707/2010, без издания руководителем приказа о списании кредиторской задолженности, даже если она и просрочена, у налоговиков будут связаны руки. В такой ситуации они не вправе включить просроченный долг в состав внереализационных доходов «со всеми вытекающими»…

Стоит отметить, что кассационная инстанция отправила дело на новое рассмотрение. Однако отдельные выводы судей все же вселяют оптимизм. Арбитры напомнили, что порядок списания кредиторской задолженности регламентирован положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, который утвержден приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н. Пунктом 78 данного документа установлено, что «суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации».

В то же время из материалов дела следует, что приказ о списании спорной задолженности руководителем общества не издавался ввиду отсутствия первичной документации. А при отсутствии договоров, актов сверки и иных первичных документов невозможно сделать вывод о периоде возникновения задолженности и, соответственно, дате начала течения срока исковой давности (ст. 200 ГК). Аналогичная позиция представлена и в постановлении Президиума ВАС от 15 июля 2008 г. № 3596/08. Высшие арбитры также посчитали, что при отсутствии приказа (распоряжения) руководителя о списании кредиторской задолженности отсутствуют основания для начисления инспекцией налога на прибыль, пеней и штрафа на «спорную» сумму.