Газета "Учет. Налоги. Право" обобщила последние разъяснения московских инспекторов о признании расходов при расчете налога на прибыль, если сотрудник направлен в командировку.

Чаще всего компании интересовались у столичного УФНС, в каком порядке признать налоговые расходы, если сотрудник командирован за границу. Налоговики уверены, что особенных отличий при иностранной командировке нет и при должном оформлении всех подтверждающих документов расходы можно учесть полностью.

Еще столичные компании спрашивали у московских инспекторов, можно ли принять в расходах комиссионные сборы, которые обычно платят при приобретении проездных билетов организациям-посредникам. Чиновники полагают, что подобные расходы компания вправе учесть в составе прочих при расчете налога на прибыль.

Как инспекторы рекомендуют учитывать командировочные 

Вопрос компании Разъяснения московских инспекторов Комментарий «УНП»
Компания направила сотрудников в командировку по России для выполнения подрядных строительно-монтажных работ. Какие обязательные документы необходимо прикладывать сотрудникам к авансовому отчету для подтверждения командировочных расходов? К авансовому отчету надо приложить командировочное удостоверение сотрудника, документы о найме жилья, а также билеты. Эти документы должны содержать все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (письмо* от 28.10.10 № 16-15/113462@) Проверяющие на местах иногда требуют оформлять командировку служебным заданием и отчетом о его выполнении. Эти документы оформлять компании не обязаны – они нужны для внутреннего контроля (постановление Федерального арбитражного суда от 07.09.10 № КА-А40/10200-10-2). Такую позицию нам подтвердили в Минфине
Компания направляет сотрудников в заграничную командировку для профессиональной стажировки у иностранного партнера. Для этого оформляет визы и оплачивает наем жилья за границей. Вправе ли организация признать такие расходы как командировочные при расчете налога на прибыль? Запрета на признание расходов по заграничной командировке налоговое законодательство не содержит. Следовательно, оплату стоимости оформления визы и затраты по найму жилья за рубежом компания вправе учесть при расчете налога на прибыль (письмо от 30.09.10 № 16-15/102339@) Стоимость валюты, которую сотрудник приобрел для служебной поездки за границу, компания определяет по курсу ЦБ РФ на дату покупки. Если же у сотрудника нет документа, подтверждающего дату покупки валюты, то берут курс на дату утверждения авансового отчета (письмо ФНС России от 21.03.11 № КЕ-4-3/4408)
Для направления сотрудника в служебную командировку компания приобрела авиабилет. При этом заплатила комиссионный сбор организации-посреднику. Вправе ли компания учесть подобные затраты как командировочные при расчете налога на прибыль? Организация вправе учесть комиссионный сбор за продажу авиабилета. Однако сумму комиссии списывают не как командировочные, а как прочие затраты. Ведь в списке командировочных расходов дополнительные сборы не названы (письмо от 01.07.10 № 16-15/069225@) Если билет покупала компания, то для учета комиссионных необходима «первичка», подтверждающая факт оплаты услуг посредника. Например, комиссионный договор, акты выполненных работ, квитанция об оплате и т. д. Если же билет покупал сам сотрудник, то достаточно квитанции или чека об оплате услуг агентства

* Здесь и далее – письма УФНС России по г. Москве.