Не являются коммерческой концессией разработка, создание и передача материальных носителей, на которых изображена чужая торговая марка. Следовательно, для подтверждения расходов заказчика по такому договору регистрировать его не требуется. Так решил Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 13.09.10 № А40-8592/10-140-93.

У магазина ООО «Нива» был заключен договор на оказание услуг с ЗАО «Т и К Продукты», владеющим торговой маркой «Магнолия». Согласно этому договору, ЗАО разрабатывало и создавало материальные носители фирменного стиля «Магнолия» – плакаты, буклеты, наклейки и др. и за вознаграждения передавало их ООО «Нива». В рамках того же соглашения ЗАО разрабатывало документы по организации торговли, подбирало и обучало персонал. Инспекторы решили, что с помощью материальных носителей – фирменных плакатов и наклеек ООО «Нива» получило исключительные права на коммерческое обозначение. Значит, фактически между сторонами был заключен не договор оказания услуг, а договор коммерческой концессии, который подлежит госрегистрации (ст. 1028 ГК РФ). Раз он не зарегистрирован, то расходы по нему – почти 8 млн рублей – не подтверждены.

По словам Светланы Кокшиной, главбуха компании, такой подход стал для магазина полной неожиданностью – в договоре не было ни слова о передаче исключительных прав. И компания обратилась в суд. Судьи согласились, что в данном случае передавались только сами материальные носители – плакаты и т. п., а не права на коммерческое обозначение, поэтому ни о какой концессии и регистрации речи быть не может (п. 1 ст. 1227 ГК РФ). Расходы, по мнению суда, правомерны.