Проблема НДС в отчете оценщиков в рамках "малой" приватизации

Президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов обратился к Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Антону Иванову с просьбой дать разъяснения по ряду вопросов об указании НДС в отчетах оценщиков по операциям с недвижимостью в рамках 159-ФЗ.

Глава организации МСП сообщил о многочисленных, поступающих в ОПОРУ, обращениях предпринимателей по поводу реализации статьи 161 Налогового кодекса РФ при оформлении договоров выкупа гос- и муниципального имущества в рамках Федерального закона от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях порядка отчуждения недвижимого имущества…».

Разъяснения Минфина России (письмо от 19 октября 2009 г. №03-07-15/147) и ФНС России (письмо от 12.05.2010 г. №ШС-37-3/1426@) были направлены на решение проблемы с применением нормы 224-ФЗ от 26 ноября 2008 г. Напомним, речь идет о ситуации, когда субъекты РФ и муниципалитеты после процедуры определения рыночной стоимости имущества добавляют в текст договора купли-продажи пункт об обязанности покупателей заплатить в бюджет 18% дополнительно к рыночной стоимости имущества в виде НДС.

В то же время эти письма не содержали разъяснений или указаний о том, что рыночная стоимость регионального или муниципального имущества в отчете оценщика о рыночной стоимости имущества должна быть указана с учетом НДС.

«Между тем, оценщики в отчетах о рыночной стоимости государственного и муниципального имущества итоговую величину указывают в свободной форме: «рыночная стоимость без НДС», «рыночная стоимость с учетом НДС» или «рыночная стоимость». Как следствие, участники процесса приватизации в рамках Закона №159-ФЗ часто не могут согласовать итоговый размер платы за имущество, а муниципалитеты и субъекты РФ стараются получить в свой бюджет рыночную стоимость в полном объеме без потери 18%. По данной проблеме формируется судебная практика», - говорится в письме Сергея Борисова.

В связи с этим, по мнению заместителя Председателя Правительственной комиссии по развитию МСП, в целях единообразия толкования этой нормы НК необходимы специальные разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ.

В первую очередь, по данным ОПОРЫ РОССИИ, актуальны вопросы:

Как в отчете о рыночной стоимости государственного и муниципального имущества, изготовленного для целей приватизации в рамках Закона №159-ФЗ, должна быть отражена информация об НДС?

Как применять информацию о рыночной стоимости государственного и муниципального имущества в отчетах о рыночной стоимости, изготовленных для целей приватизации в рамках Закона №159-ФЗ, где НДС указан в разных вариантах: «рыночная стоимость без НДС», «рыночная стоимость с учетом НДС» или «рыночная стоимость» и др., для целей определения порядка уплаты рыночной стоимости государственного и муниципального имущества и НДС от рыночной стоимости государственного и муниципального имущества?

«Учитывая, что по указанным проблемам нет устоявшейся судебной практики, данные разъяснения в значительной степени помогут малому бизнесу, исполнительным органам и оценочным организациям в понимании и применении указанных положений законодательства», - считает президент ОПОРЫ РОССИИ.

Комментируя инициативу организации, эксперт ОПОРЫ РОССИИ в сфере реализации 159-ФЗ Олег Беденко сообщил, что теперь к проблеме фактического игнорирования разъяснений Минфина и ФНС России на местах добавилась проблема НДС в отчетах оценщиков. Таким образом, зачастую участники процесса приватизации не могут согласовать итоговый размер платы за имущество, а муниципалитеты и субъекты РФ стараются получить в свой бюджет рыночную стоимость в полном объеме без потери 18%.

В этой связи, в целях единообразия толкования этой нормы НК необходимы специальные разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ, - считает Сергей Борисов.

«Учитывая, что по указанным проблемам нет устоявшейся судебной практики, данные разъяснения в значительной степени помогут малому бизнесу, исполнительным органам и оценочным организациям в понимании и применении указанных положений законодательства», - отмечает глава ОПОРЫ РОССИИ.