Налог на добавленную стоимость продолжает тормозить экономику, констатирует сенатор Александр Починок. Чтобы компенсировать бизнесу рост отчислений в социальные фонды, государству придется снижать НДС, налог на прибыль и таможенные пошлины.
— Застрахован ли бюджет России от обвала нефтяных котировок и разрастания долгового кризиса в Европе?
— Не застрахован. Мы учились сводить концы с концами при ценах на уровне $11−13 за баррель. Я помню дискуссии между Германом Грефом и Алексеем Кудриным, когда речь шла о $27 за баррель. А сейчас, когда цены, которые берутся для балансирования бюджета, уже перевалили за $70 за баррель и могут даже подойти к $95 за баррель, мне уже тревожно. Сердце екает. Любое потрясение на этом рынке для нас крайне опасно.
— Если бюджет придется сокращать, то на сколько?
— Я надеюсь, что этого не произойдет. Сейчас бюджет уже подрезан. Хотя Министерство финансов предлагает отрезать еще, в тех отраслях, где это можно сделать. Например, сократить на 20% расходы госаппарата. Внутри существующих статей это можно сделать. Нам придется поджимать бюджетную сферу и сокращать все ненужное, все неработающее. Мы просто не наберем 15 млн бюджетников, они просто не родились. Количество занятых в нашей стране будет уменьшаться на 700−900 тыс. в год.
— Сокращение может затронуть крупные инвестиционные проекты, Сколково, например?
— Самое плохое, это когда в бюджете урезают развитие. Развития тогда не будет точно. Убирай ненужное, но на развитие деньги выделяй! Но когда мы говорим о развитии, надо понимать, что развитие — это не коробки зданий, а их начинка. И если мы говорим о Сколкове, то надо понимать, что главное — это не город. Главное то, что деньги идут ученым, идут на разработки. И главное, что деньги дают отдачу. Деньги сейчас есть, нужны проекты.
— Кризис — подходящее время для введения налоговых льгот?
— Для того чтобы быстро развиваться, надо стараться убирать налоги. Но реальных возможностей для большого сокращения сейчас нет. Бюджет находится в тяжелом состоянии. Но для технополисов и особых экономических зон можно смягчить режим и безусловно следует поддержать малый бизнес.
— Какой налог — главный тормоз экономики?
— Сейчас очень сильно экономику тормозит НДС, на него стоит посмотреть. И сейчас будут расти отчисления в социальные фонды. Раз там будет прирастать, надо думать, как снижать налоговое бремя. Я боюсь, что придется подрезать налог на прибыль, НДС и экспортно-импортные пошлины.