Минфин РФ представляет в среду на заседании правительства РФ проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков".

Проектом предусмотрено внесение ряда изменений в Налоговый кодекс РФ, направленных на введение в стране института консолидации налогоплательщиков с целью объединения налоговой базы по налогу на прибыль организаций для взаимозависимых организаций.

При определенных условиях, к которым, прежде всего, следует отнести высокую долю участия одной организации в другой организации, что подразумевает высокую степень контроля со стороны управляющей компании (основного общества) за деятельностью дочерних обществ, взаимозависимые организации можно рассматривать как единую хозяйственную единицу. Чтобы предоставить таким квазиорганизациям равные права при налогообложении прибыли с другими организациями, предлагается предусмотреть в законодательстве РФ о налогах и сборах положения, позволяющие таким организациям создавать консолидированную группу налогоплательщиков и в соответствии с особым порядком исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций, представлять налоговые декларации в налоговый орган.

Введение в действие института консолидации налогоплательщиков непосредственно увязывается с внесением изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, направленных на совершенствование налогового контроля за системой трансфертного ценообразования.

Установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для консолидированных групп налогоплательщиков позволит создать ряд преимуществ, как для налогоплательщиков, так и для государства.

Во-первых, использование консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций и уплата этого налога, в целом, исходя из финансового результата по консолидированной группе налогоплательщиков, снижает стимулы для применения трансфертного ценообразования участниками такой группы налогоплательщиков. Соответственно, снижаются и негативные эффекты, связанные с перемещением налоговой базы между субъектами РФ.

Во-вторых, создаются условия для объединения ряда процедур налогового администрирования, применяемых по отношению к участникам консолидированной группы налогоплательщиков, путем переложения основных обязанностей по исчислению и уплате налога на прибыль организаций, уплате пеней и штрафов, а также по представлению в налоговый орган соответствующей налоговой декларации на одно лицо - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Это приведет к снижению издержек, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

В-третьих, объединение налоговой базы по налогу на прибыль организаций создает для взаимозависимых организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков преференции, которые выражаются в возможности суммировать прибыли и убытки различных участников этой группы при исчислении налога на прибыль организаций.

Законом вводится понятие консолидированной группы налогоплательщиков. Так, консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков на основе договора в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного результата финансово-хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. Предлагаемое определение отражает два основных условия создания консолидированной группы налогоплательщиков: добровольный характер участия в группе; формирование группы на основе договора и на условиях, предусмотренных кодексом.

Устанавливаются требования для участников группы. Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями, когда одна организация непосредственно и /или/ косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия в каждой организации составляет не менее 90 проц, и на дату подписания договора о создании такой группы для всех в совокупности ее участников выполняются предусмотренные кодексом условия:

- cуммарный объем федеральных налогов, отраженных в представленных в налоговые органы налоговых декларациях за предшествующий календарный год, составляет не менее 15 млрд руб;

- суммарный объем выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг, а также от операционных доходов по данным бухгалтерской отчетности за предшествующий календарный год составляет не менее 100 млрд руб;

- сумма активов по данным бухгалтерской отчетности на 1-е число календарного года, в котором создается консолидированная группа налогоплательщиков, составляет не менее 1 трлн руб;

Определяются существенные условия договора создания консолидированной группы: наличие перечня организаций - участников группы; указание наименования организации, наличие ответственного участника группы; определение срока, на который создается группа; определение порядка и сроков исполнения обязанностей ответственного участника и иных участников группы.

Закрепляются особенности налогового контроля за деятельностью консолидированной группы налогоплательщиков.

Предполагается объединить мероприятия налогового контроля, проводимые в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков;

В связи с особым порядком исчисления и уплаты налога на прибыль организаций консолидированной группой налогоплательщиков законопроектом предусмотрено возложение на ответственного участника этой группы обязанности по представлению в налоговый орган, зарегистрировавший договор о создании этой группы, налоговой декларации, в которой указывается консолидированная расчетная база по налогу, исчисленная в установленном особом порядке, а также налоговая база по налогу на прибыль организаций каждого из участников группы.

Кроме того, законопроектом устанавливаются порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций консолидированной группы налогоплательщиков, ограничения при ее определении, а также правила налогового учета для консолидированных групп налогоплательщиков.