Правительство РФ на своем сегодняшнем заседании рассматривает проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", сообщила правительственная пресс-служба.

Проект федерального закона внесен Минфином России.

Проектом федерального закона предусматривается изменение требований к качеству структуры капитала страховщиков, определение процедуры передачи страхового портфеля при замене страховщика в договоре страхования, совершенствование бухгалтерского учета и отчетности субъектов страхового дела, а также установление основ для введения в страховых организациях системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в целях повышения эффективности управления рисками.

Законопроектом вводится ряд понятий, характеризующих финансовую устойчивость страховщиков с учетом международной практики регулирования страховой деятельности и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Так, понятие "собственные средства" заменено на понятие "собственный капитал", введены понятия "субординированные займы", "внутренний контроль", "внутренний аудит", "специализированная отчетность".

Законопроектом предусматривается возможность привлечения страховой организацией субординированного займа — долгосрочного долгового инструмента, позволяющего увеличить капитализацию страховщика в короткий срок. Данный инструмент возможно использовать в качестве меры повышения финансовой устойчивости страховщиков и их финансового оздоровления.

Законопроектом также предусмотрена возможность мониторинга финансового состояния страховщиков на основе систематизированного перечня финансовых показателей (коэффициентов), утверждаемых органом страхового надзора по согласованию с органом страхового регулирования. Эта мера направлена на объективность оценки эффективности деятельности страховщиков, их финансовой устойчивости и платежеспособности и позволит осуществлять более действенный контроль за страховщиками со стороны органа страхового надзора, наделив его инструментом выбора форм и методов контроля за ними, включая составление классификационных групп страховщиков в зависимости от факторов риска, влияющих на деятельность страховщиков, и применение мер пруденциального надзора.

Проектом федерального закона расширяется положение Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" о формировании страховщиками фонда предупредительных мероприятий (ФПМ), устанавливается источник формирования ФПМ (чистая прибыль), а также обязанность страховщиков утверждать порядок формирования и использования ФПМ в Положении о формировании фонда предупредительных мероприятий и осуществлении предупредительных мер страховой организации.

Кроме того, законопроектом предусмотрена норма о составлении и представлении страховщиками консолидированной финансовой отчетности в орган страхового надзора. Указанная норма направлена на выполнение принципов и стандартов Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН) о необходимости контроля и надзора за деятельностью страховых групп, финансовых групп с участием страховых организаций и финансовых конгломератов с участием страховых групп, и позволит заложить основу для дальнейшего развития форм и методов надзора за деятельностью указанных групп и конгломератов, возникновение которых обусловлено современными интеграционными процессами в экономике.

В соответствии с принципами и стандартами МАСН устанавливаются основы организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в страховых организациях, призванного повысить эффективность управления рисками и обеспечить соблюдение страховщиком законодательства Российской Федерации, выполнение им правил (стандартов) профессиональной деятельности, принятых профессиональными объединениями, союзами, ассоциациями страховщиков.

Законопроектом уточняются нормы Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" о ведении страховщиками бухгалтерского учета и составлении отчетности. В частности, раскрывается понятие специализированной отчетности страховщиков, представляемой в орган страхового надзора, определяется информация, раскрываемая в ней.

Кроме того законопроектом уточняются особенности проведения обязательного аудита страховщиков, в частности, устанавливается необходимость составления аудиторской организацией по результатам ежегодного обязательного аудита страховщика наряду с аудиторским заключением заключения о выполнении страховщиком требований финансовой устойчивости и платежеспособности, состоянии его внутреннего контроля, а также устанавливаются единые требования к опубликованию отчетности страховщиков. Состав публикуемых форм отчетности страховщика и порядок ее опубликования будет устанавливаться органом страхового регулирования.